пятница, 6 мая 2016 г.

«Сильные разделываются со слабыми, умные разделываются с сильными, а правительство разделывается со всеми». «Закон джунглей»

«Великие нации никогда не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти». Это слова основоположника либеральной экономической теории, - Адама Смита. Для меня его основы либеральной экономической теории весьма спорны, но здесь он попал в саму точку. Описывая современную реальность много веков назад. Вдумайтесь угроза существования государства, как это не парадоксально, исходит от самой государственной власти. От её политики и неблагоразумия. Расточительство частного лица оказывается никак не повлияет на существование самого государства. А вот расточительство и неблагоразумие государственной власти, это смерти подобно. Украина сегодня. Думаю, здесь и добавить нечего.
Возможно именно это и определяет приглашение в украинскую политическую власть разного рода варягов, порой имеющих весьма сомнительную репутацию в плане менеджеров кризисной экономики. Власть таким не хитрым способом хоть как-то стремится спасти ситуацию в стране. Она прекрасно понимает, что собственная расточительность и неблагоразумие уже довели страну до банкротства.
Осталась призрачная надежда на внешнее управление и на эмиссаров, присланных кураторами. Мы уже давно балансируем на грани полного развала. И если он произойдёт, не всем хочется брать ответственность на себя. А так. Варяг. Выгнали его и всё. Списали всё что натворили и вроде остались на карусели власти с дальнейшей политической перспективой. Только немного подождать. Сделать круг уйдя в оппозицию. И дальше править.
Вот и сегодня мы пригласили в собственную страну новых экономических советников из числа уже бывших европейских чиновников, - Лешека Бальцеровича и Ивана Миклоша. Мы в очередной раз пытаемся примерить чужие эксперименты на собственную страну. При этом не осознавая, что нет в мире одинаковых стран. И нет одинаковой рецептуры по экономическому развитию. У каждой страны есть множество совершенно разных факторов, которые различны и не повторяются. В своё время, во время учёбы в экономическом университете у меня был любимый предмет – «экономико-математические методы и модели анализа». Основоположником этого направления в экономике являлся бывший наш соотечественник, - Леонтьев. Так вот, при одинаковых условиях решения задачи, но при разных влияющих факторах, результат будет совершенно разным. Даже при наличии нескольких общих условий. Всё это говорит о том, что невозможно применить одну и ту же экономическую модель для решения разных экономических задач. Слишком много различных влияющих факторов при её решении. И что будет эффективно для Польши и Словакии может оказаться губительным для Украины в целом. И это необходимо понимать. А что условия совершенно разные, это факт. Даже в плане ментальности населения наших стран, над которым пытаются поставить новый неолиберальный эксперимент, «гарвардские мальчики».

Нас пытаются убедить, что новый «План Бальцероича» сможет возродить Украину. Была же по нему реформирована Польша, значит и мы сможем. Чем мы глупее? Правильно, ничем. При этом от нас скрывают несколько существенных экономических моментов о которых нам необходимо знать и помнить. Зная их, мы сможем понять на что нам в дальнейшем можно рассчитывать, слушая данных «неолибералов».
На сегодняшней пресс-конференции Лешик Бальцерович и Иван Миклош определили четыре основных положения своих реформ. Вернее, реформ, которые они будут рекомендовать к реализации нашему правительству. И они заключены прежде всего:

в дерегулировании экономики. В полной её либерализации на всех уровнях и во всех сферах;
в децентрализации управления экономикой. В передаче ответственности за все социальные и экономические вопросы в регионы;
в полной приватизации. Чем меньше поле государственной собственности, тем меньше возможностей для проявления коррупции и злоупотребления властью;
в борьбе с коррупцией. Прозрачность государственного управления и судебной системы.
Казалось бы, вполне нормальные требования к проведению либеральных реформ. И спорить на первый взгляд довольно сложно. Но тем не менее всё это породило у меня несколько «НО»…
Хочу начать вкратце с «Плана Бальцеровича». План Бальцеровича, также получивший название «шоковая терапия» — предусматривал быстрый переход экономики Польши от коммунистической (плановой) экономики, основанной на государственной собственности и централизованном планировании, к капиталистической рыночной. Он был принят в 1989 году. Это первая его особенность. Год начала его реализации. Он был принят в условиях, когда в Польше тотально существовала государственная собственность. И было что дерегулировать и приватизировать. Современная же Украина — это не Польша 1989 года. И уже давно приватизировала практически всю государственную собственность, в особенности производственную, за исключением нескольких государственных активов имеющих стратегическое значение. Думаю, даже сегодня приватизация данных активов весьма спорная. Приватизация одной только морехозяйственной сферы чего стоит. Рентабельные предприятия, дающие занятость населению и доход бюджету. Их приватизация напоминает разграбление остатков государственной собственности за вполне символичную стоимость. Следовательно, приватизация и дерегулирование по «Бальцеровичу» не внесут в реформирование экономики Украины существенных изменений. Основывать проведение реформ на этом весьма ошибочно и не обосновано.
Вторая особенность данного плана состоит в том, что страна получила в течении короткого периода времени на модернизацию своей промышленности 100 млрд. долларов США. Деньги не очень маленькие. Но нам даже не стоит о таких мечтать. Мы у МВФ один млрд. долларов США уже год выпрашиваем и выполняем любые их условия, в плоть до смены генерального прокурора страны. И то не можем получить. Следовательно, нам здесь не стоит рассчитывать на финансовую помощь, которая позволит хоть как-то модернизировать своё производство. Вспомните Азарова. Вот. Оказывается, в его словах был какой-то смысл.
А модернизировать производство мы должны. Это даст возможность начать производить продукцию в соответствии со стандартами США и ЕС получив таким образом призрачную надежду выхода со своей продукцией на их рынки. К слову сказать, сегодня государственный внешний долг Польши составляет более 243 млрд. долларов США. Это их стоимость входного билета в ЕС. Всё имеет свою цену. Для сравнения внешний долг Украины куда меньше. Он составляет немногим более 60 млрд. долларов США. Но в процентном соотношении к ВВП они практически равны в пределах 55-60% от объёма ВВП. Так что не видать нам финансовых вливаний, как бы нам об этом не рассказывали экономические эксперты.
Не меньше вопросов и непонимания у меня вызывает – «децентрализация». В целом сама по себе «децентрализация» в Украине необходима. В условиях, когда основной бизнес в Украине сформирован на разделе государственного бюджета, целесообразно перенести право распоряжаться бюджетом на места. Это вещь необходимая. Но думаю при одном условии. Это когда в регионах есть производство и экономика, которая позволяет экономике регионов обеспечивать бюджетные потребности самого региона без государственных дотаций. А в условиях, когда местные бюджеты зависят от государственных дотаций на 60-70%, проводить «децентрализацию» означает обречь регионы на нищету. Это потребует максимального сокращения социальных расходов и последующего за этим бегства с этих регионов населения.
В европейских странах, даже в той же Польше, существует другая культура, даже ментальность в экономике. Там существует множество производственных предприятий в регионах. И они являются основой политики децентрализации. А что будет являться основой децентрализации на Украине? Правильно, историческая память о существовавшем при «Союзе» производстве, которая сегодня представлена в виде руин и стариков. Следовательно, это решение ещё больше усугубит ситуацию в регионах и создаст там социальную напряжённость. Я понимаю, что центральная власть спит и видит максимально переложить социальные проблемы на чужие плечи. И они в этих условиях ничего лучше не нашли, как озадачить всеми этими социальными проблемами местных князей. Совершенно не думая о последствиях. И сможет ли это пережить народ.
Ещё один факт не в пользу «неореформаторов» это последующее за шоковой терапией падение производства. Они и сами всё это подтверждают на проходившей пресс-конференции. От этого никуда не деться.
Так во время реализации «Плана Бальцеровича» происходило временное падение производства в течении трёх лет. А рост был достигнут лишь в 1992 году. Возникает законный вопрос, куда же ещё больше. А оказывается ещё есть перспектива в этом плане. Есть.
«План Бальцеровича» предполагал строгое ограничение инфляции, приведение к равновесию в течение года государственного бюджета, товарного и денежного рынков, перевод всех сфер экономики на рыночные начала. Для этого повышались розничные цены, сокращались бюджетные дотации, ограничивались денежные доходы, а для предприятий вводилась частичная внутренняя обратимость валюты и устанавливался единый курс.
Но не это страшное. Страшно другое. Кто будет инвестировать в модернизацию украинской экономики. Не просто в финансовый капитал через ОГЗ, а именно в производственную сферу. Кто будет рисковать инвестициями в стране, где убийственно низкий потребительский рынок? Кто будет вкладывать в производство деньги не будучи уверенным, что продаст производимый товар в этой стране? Может гораздо проще и без риска для себя завести этот товар с Польши? Как это делают сегодня. Вот и я говорю. В данных условиях не стоит мечтать и развитии собственного производства. Нет таких идиотов, готовых закапывать деньги в стране дураков, кроме «Буратино» которым деньги достались даром.
Пойдём дальше. Сейчас я хочу привести в пример структуру ВВП Польши по секторам экономики:
сельское хозяйство: 4,5 %
промышленность: 31,2 %
сфера услуг: 64,3 %
Цифры весьма показательные. Как это не удивительно, и о чём нам сегодня не говорят реформаторы, основой экономики Польши является сфера услуг.
Не промышленность или сельское хозяйство, а сфера услуг. Не совсем плохой вариант. Здесь я хочу заметить, что для развития сферы услуг, необходим хорошо развитый потребительских рынок этих услуг. А как мы отметили выше, о какой сфере услуг можно говорить в Украине, когда у нас в стране любой семье хватает средств на оплату ЖКХ и покушать немного углеводов (хлеба, макарон и каши). О чём можно говорить в данных условиях? Правильно. Можно лишь мечтать. И то скромно.
Ещё одна особенность современной Польши после реформ Бальцеровича. Это диспропорция во внешней торговле. Дефицит в ней составляет 26 млрд. долларов США. Для понимания этой цифры отмечу, это размер государственного бюджета Украины. Нам с вами об этом никто не говорит. Витрина реформ у них очень красочная. Но это лишь витрина. А её суть? И вот при этих цифрах, я хочу задать вопрос. Как будет обслуживаться внешний долг государства при таком дефиците во внешней торговле? Так вот. Упаковка не всегда говорит о вкусе и полезности продукта. Она говорит только о умело проводимой рекламной компании, которая не имеет ничего общего с предлагаемым продуктом.
Слушая новую команду экономических советников, я хотел услышать ответы на три интересующих меня вопроса. Первый. Где представители нашей власти видят рынки сбыта нашей продукции. В своё время, Украина очень помогла Польше в становлении её экономики. Мы были о остаёмся сегодня для Польши огромным потребительским рынком. Равным объёму самой Польши. Об этом может только мечтать любое государство. То, что Польша в перспективе предоставит свой рынок для наших товаров, у меня огромные сомнения. Да и другие европейские государства не будут стоять в очереди за нашими товарами. В лучшем случае, предоставят квоту в размере необходимом для не ущемления интересов собственного производителя. Поставки сельскохозяйственной продукции в 2016 году это доказали. Так куда мы везём свой товар?
Современная реальность говорит, что страны воюют за рынки сбыта своей продукции. Мы уступаем их добровольно. От рынка России мы отказались добровольно. Плохо или хорошо, а это было 30% экспорта нашей продукции. При этом мы не смогли его возместить даже африканским. Как оказалось, и там нас не ждали. Следовательно, куда мы будем сбывать собственную продукцию. И одновременно ограничивать импорт? Ответа не последует. Это не в формате либеральной экономики.
Дальше. Второй вопрос. Раз мы не осваиваем другие экспортные рынки, как собираются экономические советники развивать потребительский рынок Украины. Сегодняшний потребительский рынок Украины загублен до основания. Правительство устроило кругооборот средств через ЖКХ платежи. Прекрасный бизнес. И думать не нужно. Собрали деньги у населения через оплату ЖКХ, электричества и газа. Отсчитали свою долю с этого оборота и раздали остаток тому же населению пенсиями и бюджетными платежами. Остаток разделили между собой через освоение бюджетных программ. И все довольны. Все рады. Так вот, я спрашиваю, как экономические советники собираются разорвать этот коррупционный кругооборот. Как собираются предоставить возможность населению не обеспечивать их бизнес, а начать нормально и достойно жить. Я ответов на этот вопрос не получил. Не прозвучало в их словах даже намёка на наличие данной проблемы, не говоря о её решении. 
Третий вопрос. Какая должна быть структура экономики по секторам. Нам хотят предложить модернизированный польский вариант? Где будет: сельское хозяйство: 30 %, сфера услуг: 50 % и промышленность: 20 %.
С оговоркой, что промышленность будет в основном сырьевая, где будет низкая доля добавочной стоимости. Как мне думается, мы уже строили такой вариант экономики. Закончился он весьма плачевно. Все чё-то захотели туда, где в промышленности высокая доля добавочной стоимости. Все хотят жить красиво, а не париться у мартена или в забое. Так вот, какая будет структура экономики. Может стоит сразу покупать билет и не заморачиваться на их рассказы о новой Польше в Украине. Сегодня мы не далеко ушли от Польши. В объёме ВВП доля промышленного производства на 2011 год составляет 34,4 %, сферы услуг — 56,2 %, сельского хозяйства — 9,4 %. При этом в промышленности занято 18,5 %, в сельском хозяйстве — 15,8 % и в сфере услуг — 65,7 % работающего населения. Вот я и хочу понимать, что будет завтра. И ответов на возникшие вопросы я не получил. Вновь какие-то обещания борьбы с коррупцией и предупреждения об очередной «шоковой терапии». Типа до этого над нами не издевались. И пояса мы не затягивали, до позвоночника.
Я понимаю только одно. В сегодня глобальном мире как в финансовой пирамиде, последний вступивший в клуб неолибералов оплачивает весь банкет. За его счёт кормятся все вышестоящие по либеральной экономической модели. Нижний в этой пирамиде имеет призрачную цель в виде витрины верхушки пирамиды о достойной жизни к которой он стремится. Но в реальности он служит лишь рынком сбыта высокотехнологичной продукции с высокой долей добавочной стоимости и сырьевым придатком для поставки на глобальные рынки дешёвого сырья и низкоквалифицированной рабочей силы. И это необходимо понимать и правдиво говорить собственному народу. Определяя его истинное место в международном процессе разделения труда. Данного разделения труда ещё не отменили. А только развили в рамках ТНК. Если кто этого не понимает, то всей стране не стоит за это расплачиваться.
Всё это вызывает у меня ряд вопросов. Где я совершенно не понимаю, почему в этой стране не хотят самостоятельно думать. Почему в этой стране постоянно ищут того, кто буде думать за них, принимать за них решения и нести за это ответственность. Почему мозгов хватает только на украсть, а не на созидать. И почему эта карусель с вечными давно проворовавшимися политиками всё ещё крутится. А народ самостоятельно приводит её в действие. Не забывая жаловаться, что на манеже всё те же клоуны.

 «Нельзя добиться экономического процветания налетами на государственную казну».
Герберт Гувер

Комментариев нет:

Отправить комментарий