воскресенье, 12 марта 2017 г.

«Когда люди не верят ни во что, они готовы поверить во что угодно». Франсуа Рене де Шатобриан.

Мир начинает стремительно превращаться в развлекательное шоу, которое беспрерывно транслируют по всевозможным СМИ. Быт, политика, образование всё превращается в виртуальную иллюзию, направленную на искажение общественного сознания. Постепенно мы во всём начинаем терять грань, между реальностью и иллюзией предоставленной нам СМИ. Порой наши действия становятся следствием сформированной ими виртуальной жизни, которая выгодна кому-то, но не нам самим.
Вот и церковь сегодня превращают в подобие шоу. Шоумены учат нас как себя вести и что делать в церкви. И самое поразительное, СМИ тиражируют эту новость как глубокий анализ социальной проблемы молодёжи. Просто удивительно насколько мельчают в этом наши СМИ. Хотя если разобраться, то понимания самой проблемы у анализирующего её, ровным счётом столько, сколько и веры у него самого. Хотя о чём это я? Какая вера у шоумена украинских телеканалов. Так. Очередной отчёт в Instagram – «Я в церкви…». И с этим ничего не поделать. Такой наш мир. Виртуальная - жизнь, виртуальная - политика, виртуальная – вера. Даже любовь и та в большинстве своём виртуальная.
Наверное, сложно найти слова, которые можно сказать молодому человеку, который столь критично отнёсся, по его словам, к "кастингу правильности пребывания в храме". Наверное, для него это откровение, что в храм ходят не на кастинг, а в храм ходят на молитву, исповедь и причастие.
Но, наверное, шоумен просто по привычке оценивает всё происходящее вокруг него, как на очередном собственном телевизионном шоу на одном из общегосударственных каналов. Ведь судя по его реакции, он остался в сильной обиде, что не он был «звездой» действа в храме. Привычка и самолюбование дело очень сложное с ними в храм не стоит ходить. Как возмутительно для него, что кто-то посмел сделать ему замечание. Это и вправь невежество со стороны прихожан. К вам в храм пришёл сам Притула… А вы так по хамски делаете ему замечания. «После исповеди, стал в очередь к причастию. Впереди меня людей 20. Стою, что-то свое думаю, хор слушаю. Подходит женщина, лет +/- 40: "Сложите руки на груди"!». Представляете себе такое хамство со стороны прихожанки? Человек «что-то своё думал»… а тут ему мысли оборвали. Бывает.
Возможно, ему просто не знакомо понятие – церковные каноны веры. И само понятие слова – каноны просто чуждо. Не говоря об основах канонической церкви. Хотя ему стоит поинтересоваться этим, если ты пришёл в храм. И понять, что каноны это «неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека». Добавлю вековые неизменные традиции, которые необходимо соблюдать. Но куда ему до вековых законов морали, духовности и нравственности. Это так, для простого прихожанина, «женщины, лет +/- 40». Отсталой и не прогрессивной верующей. А он привык считать себя человеком цивилизованным, эуропейским. И каноны церковной жизни это не законы шоубизнеса, где главное популярность любым способом и в любом формате. Канонами сыт не будешь. А для Притулы популярность это эквивалент денег. Делай что хочешь, но твой «face» должен быть узнаваем. Пусть и скандально. И приходится забывать о морали и нравственности в современном мире, где эти слова далеко не синонимы слова деньги.

Вот и получается, что церковные каноны веры для него просто за гранью его понимания. Они для него где-то очень далеко и совершенно непонятны, как и многим другим. Ведь многим сегодня, хочется казаться прогрессивными и современными, играя привычную для себя роль цивилизованного человека. Почти эуропейца. И храм для них это почти как жизнь на страницах «соцсетей», - модно, стильно и публично. Попав на эту страничку «соцсети», весь этот модернистский мир пытается завести там свои правила и законы. Негодуя, что у других они консервативны. Таким «цивилизованным» главное непременно удобство своего прибивания на этой страничке «соцсети», где целью должно стать красочное любование с обложек глянцевых журналов и прочих СМИ. Такой себе западный «модернизм» в церковной жизни, где существуют однополые браки и шоу представления с участием пастырей и паствы с восковыми улыбками на лице. Вот именно этого и не хватает, в их понимании, нашей вере. И как только всё это появится в храме, молодёжь дружно начнёт приобщаться к церкви, морали и духовности. Утверждение удобное именно для этих «цивилизованных» и прогрессивных, но не общества в целом.
Здесь проблема совершенно в другом. Помните очень давний анекдот. Как-то приходят молодые родители на приём к психологу и спрашивают:
- В каком возрасте необходимо начинать воспитывать ребенка?
На что психолог спрашивает:
- А сколько ему лет?
-Три года… отвечают родители.
- Вы опоздали на три года…  
Так вот, в случае с Притулой, общество опоздало на 35 лет. И с этим уже ничего не сделать. До сознания любой молодёжи сложно донести основы веры, когда там уже заложены основы потребительской философии, где вера встречается в устойчивом тандеме со словом – деньги. Другого варианта там просто не предусмотрено. Одна вера в деньги, вот основа «модернистской церкви» которую настойчиво нам предлагают. Деньги это мораль и духовность всего «модернистского мира».
Там так весьма удобно. Имея деньги купить можно всё даже общественное мнение, которой легко сформировать в виртуальном мире. Но купить можно только до того момента, когда есть объект вашей веры - деньги. А когда объекта веры нет, то и сама вера в деньги просто растворяется. И начинается вера в «коктейли Молотова» и прочие действия. Такая вот она, вера «модернисткой церкви»…
В прошлом году, я неделю пробыл в монастыре на Закарпатье. Это Свято-Никольский мужской монастырь, что находится возле села Иза. Прекрасное место. Так получилось, что на эти дни пришлись и три церковных праздника и храмовый праздник. К слову сказать, в этом монастыре, находятся нетленные мощи Алексея Карпаторусского. Он был местным миссионером и занимался насаждением православия посреди унии. Очень хороший монастырь. И вот там я увидел истинное отношение к вере простых прихожан. Не для селфи, а для души. Хочу заверить нашего уважаемого шоумена, что более 60-70% прихожан храма, это молодёжь до 35 лет. Я такого нигде на Украине не видел. А воскресная служба проходила в переполненном храме. А количеству прихожан, думаю, может позавидовать и Киево-Печерская лавра. И что самое удивительное, это истинные прихожане, а не «захожане» и «прохожане» как в большинстве украинских храмов. Простое закарпатское село - Иза. Монастырь расположен в 12 километров от села. Но храм полон своих прихожан. И причина здесь не в наличии «модерна» в храме, его там и в первом приближении не наблюдается, а причина в том, что в храм ходят с грудными детьми. С маленькими крошками. Которые с грудного возраста привыкают к службе, канонам, причастию и исповеди. Вот это и есть отношение к своей вере. Здесь нет такого: «Стою, что-то свое думаю, хор слушаю…». Господин шоумен, здесь в храме совершенно не понятный для вас мир. Для вашего понимания «модернизма». Это не Ваше и, наверное, даже не стоит его Вам комментировать. Хотя Вы где-то и с Галичины, но и там я так понимаю, бывают исключения.
Всё это время в храм приходила молодая женщина с дочерью, лет трёх-четырёх… И дочь, вместе с мамой становилась в храме на колени подойдя к мощам Алексея Карпаторусского. Сама!!! И происходило это с таким ощущением, что это её вера. Искренне. Поверьте, это было от души. И могу заверить уважаемого шоумена, к её 35-ти, ей замечание в храме делать не будут, а если и сделают, то она с покорностью его примет, так как у неё вера в душе, а не на показательное шоу в Instagram – «Я в церкви…».
Этот маленький закарпатский храм, был полон во все дни праздников. А о воскресной службе просто не стоит говорить. Монахи, читали молитву, сменяя друг друга, а прихожане в храме были на службе, а не мимоходом пробегали.
При этом каждый, в не зависимости от своего социального положения, помогал в храме. Каждый. Удивительно просто. Вот вам и провинциальная Украина. Хотя, скорее всего, именно она и сможет возродить эту страну. А не Ваш киевский снобизм.
В этом разговоре, не могу пройти мимо Сербии. Маленькой балканской страны. Она как три области Украины. Стана имеющая свои традиции веры. Когда я в Сербии, я всегда прихожу на воскресную службу в монастырь Раковица, где находится могила Патриарха Сербского Павла. Это рядом с Белградом. И что удивительно, там в храме тоже огромное количество молодёжи, даже возможно больше чем в Свято-Никольском монастыре. И там тоже все прихожане, а не наши «захожане» которые со свечкой стремятся быстро пробежать мимо всех и поставить её мимоходом у двух-трёх икон. Закончив, таким образом, свою службу. Отметились, так пробегая в храме и дальше на рынок. Рыбу покупать, пост ведь. Но свечку поставили, значит, были на воскресной службе. Знаю. Знакомо. Сам таким бываю. В моём воспитании тоже опоздали на тридцать лет…
Что для меня удивительно, службы в Сербии и на Закарпатье во многом очень схожие. Наверное, по той причине, что Закарпатье долгое время относилось к Сербской Православной церкви. Да и формировались эти регионы не в тепличных условиях как Центральная Украина. На Закарпатье, как и в Сербии, народ вынужден был отстаивать собственную каноническую веру, а не «модернистский» её вариант. Народ веками защищали её с оружием, испытывая притеснения и гонения со стороны Австро-Венгрии, другими словами со стороны прогрессивной и модернистской части Эуропы. Вот и было там не до кастинга в храме, тем более не до обид на прихожан. Там за веру могли просто убить или посадить в тюрьму. Что и научило народ верить. Искренне. С душой.
Думаю, что сегодня на Украине вера во многом становится данью моде. Такой себе тренд, когда каждый может позволить себе учить друг друга как стоять в храме, как молиться, как отвечать на приветствие в Рождество или Пасху… И при этом каждый будет этим доказывать, что он больше православный верующий чем вы. А остальное для него совершенно не важно. Здесь все опускают за скобки, что на самом деле у человека в душе. Главное он может правильно ответить на приветствие в церковный праздник… Хотя несколько десятков лет назад, и это было редкостью. Мода. Тренд. Дань основам виртуально мира в который погрузилась наша страна.
Причин того, что вера попала в разряд модного тренда, а не основы морального, духовного и нравственного воспитания общества, много. И одна из них заложена в самом подходе церкви к обществу. Как не удивительно, но в современных тепличных условиях, церковь  просто не понимает своего назначения, - воспитывать и лечить души. Церковь превратилась в прорабов строительных компаний. Готовых в строительном бизнесе на всё. Я часто задавал один и тот же вопрос своему духовнику, он к слову родом из того села Иза, и никогда не мог получить на него ответ.
«Почему православная церковь принимает на строительство храмов украденные у прихожан деньги? Ведь большинство чиновников, которые несут в церковь деньги на строительство храма, перед этим крадут эти деньги у прихожан этой церкви! Они их воруют, и часть несут в церковь как откупную. А церковь их принимает, благословляет, отпускает грехи и вручает ордена…». Для меня это просто не понятно. Почему церковь сама благословляет нарушение церковных заповедей только с одной целью, получить финансирование строительства храмов. Да мы строим прекрасные храмы, но при этом забываем, что через годы может сложиться такая ситуация, что построив храмы с «золотыми куполами», мы не найдём там прихожан. Ограбленная паства примет другую веру, где не будет ни морали, ни духовности, ни милосердия. А храмы так и будут стоять пустым назиданием об утраченном обществе. Вот здесь и начнётся наш «модернизм». Превратив батюшек в строительных прорабов, церковь забыла о своём назначении, врачевателей человеческих душ. И наше общество становится больным, где человеческие пороки разрушают его из середины.
В христианстве всегда ценились храмы, которые строились десятилетия на народные деньги. Деньги, которые собирались всем миром. Примерев множество. Ворованные храмы с «золотыми куполами», никогда не принесут никому пользы. Они построены на горе и слезах простого народа. И в них нет души. Веры. Милосердия. Ведь вера это душа, а не материальная потребность общества в здании. Вера это то, что не позволяет обществу относиться к старикам собственной страны, как к электорату, которым можно пожертвовать в случае его «несознательности». Вера это почитание своих родителей, которые подарили вам жизнь. Вера это то, что даст вам уверенность в ваших детях, и которые не выбросят вас на свалку истории в виду вашей старости. Вера это справедливое общество, о котором, так говоря и которое хотят создать. Вера это основа этого общества, а не кастинг в церкви. 

 Вот и задумался, в чём истинный смысл слов «великого шоумена». "Подумал о том, что именно благодаря таким" советчица "наша молодежь идет куда угодно: в другую веру, в атеисты, в секты и так далее, только не в церковь. Ты идешь к Богу, а попадаешь на" кастинг правильности пребывания в храме ". Так разгневался, что надо снова идти исповедоваться", - Сергей Притула.

Комментариев нет:

Отправить комментарий