вторник, 4 апреля 2017 г.

«Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк». Владимир Ильич Ленин (Ульянов).

В странное время нам приходится жить. Можно сказать в удивительное и парадоксальное. Так вот совершенно случайно, я недавно во всемирной паутине обратил внимание на материал о жизни молодого человека, являющегося в свои необычайно юные 29 лет, главой крупной государственной компании -  "Спецтехноэкспорт". Для простого обывателя внесу ясность в название данной компании.  "Спецтехноэкспорт" это компания, которая осуществляет весь «военторг» нашего государства на экспорт. Её годовой оборот исчисляется многими миллиардами гривен. И вот её в настоящее время возглавляет совсем юный представитель нашего общества, которому едва перевалило за 29 лет. И что удивительно, до такого стремительного взлёта он успел поработать всего лишь - коллектором и адвокатом. Я так понимаю, это практически один и тот же профиль трудовой деятельности.
Не мне судить о талантах и возможностях молодого руководителя. Возможно, я действительно не правильно оцениваю возможности нашей системы высшего образования из-за своего консервативного подхода в обучении.
Вот и не понимаю причин и особенностей карьерного взлёта представителей молодого поколения. Одним словом я древний «совок», который молодёжь давно хочет выбросить в утиль, с целью освободить молодым дорогу. При этом мне вспомнилось ещё одно назначение, которое наделало много шума в стране. Это назначение на должность главы Одесской таможни молодой и совсем юной представительницы революционных движений 2014 года. Сколько было пафоса, шума. В результате скандальный уход с занимаемой должности.
Сегодня у всех на устах назначение ещё одного молодого человека. Никому не известного Дмитрия Вовка, который стал руководителем Национальной комиссией по регулированию электроэнергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) вопреки всем законам и конкурсам на госслужбу. Он не имел ни профильного образования, ни минимального опыта в сфере энергетики. А на момент назначения ему исполнилось 24 года. До этого за плечами юноши была работа в Москве на должности национального менеджера в кондитерской корпорации Roshen. Хочу понять, где здесь логика в карьерном росте: шоколад – энергетика. У меня её нет.
А вот этот молодой юноша, не просто отличился, он просто «начудил». Из-за его «экономически» обоснованных тарифов, миллионы людей становятся нищими. Циничное решение молодого «специалиста» в экономике и уже 80% населения страны за чертой бедности. Но и это не всё. Благодаря формуле «Роттердам +», вторая часть населения страны обогатилась на нищих. Вот и закралась в моём сознании мысль, что так не бывает. Не бывает, что когда молодой человек без опыта работы становится государственным чиновником высокого ранга. При этом он едва достиг совершеннолетия. Что-то меня мучает в этой новой формуле власти: «молодёжь минус знание и плюс цинизм». Наверное, для нас, окончивших «совковые вузы», сложно представить как молодой человек без опыта работы в определённой сфере, может возглавить крупное государственное предприятие способное конкурировать с такими гигантами: Lockheed Martin (США), Boeing (США), BAE Systems (США), General Dynamics (США), EADS   (Франция, Германия), «Рособоронэкспорт» (Россия), Алмаз-Антей (Россия) и многими другими компаниями ВПК. Вот реально мне сложно это понять. И уже не удивляет результат его деятельности. Понимания не добавляет, когда посмотришь на всю систему нашего высшего образования. Здесь всё совсем становится запутанным.

Согласитесь. Казалось бы, мы с вами живём в стране, где существует сотни вузов, и доступность высшего образования сегодня на уровне похода в провинциальный супермаркет. Захотел получить высшее образование взял свои финансы, и ты студент практически любого вуза. Образование доступно любому желающему и ограничено лишь его финансовыми возможностями. Прямо как в супермаркете при выборе продуктов питания. Но и как в супермаркете, в наших вузах никто не несёт никакой ответственность за качество предоставленного вам товара. И вот если вспомнить один из законов рынка, то начинаешь понимать, что массовый поток не предусматривает индивидуального подхода в предоставлении услуг. А когда мы обратимся к истокам либеральной экономики, то вспомним, что первым массовость и дешевизну производства разработал и совместил - Генри Форд, на своих первых конвейерных линиях автомобильных заводов. Он преследовал две цели – массовость и дешевизну. Где качество продукта компенсировалось именно его дешевизной и доступностью. Сегодня, мы как старательные ученики Генри Форда, всё это реализовали в собственной системе высшего образования. Массовый поток и никаких требований к качеству. Никакой индивидуальности. Плати и учись. Одним словом либеральный подход в полном объёме.
А как всё это начиналось. Всех возмущала коррупция в наших вузах. Мы все дружно хотели уйти от взяток при поступлении в вузы. И сколько было манифестаций и споров по данному поводу. Дебаты велись во всех органах законодательной власти. На всех телеканалах. Во всех СМИ. В итоге мы ушли от этих взяток на частном уровне, но стремительно пришли к взяткам на государственном уровне. Государство взяло и возглавило частный бизнес ректората наших вузов. Не можешь победить коррупцию – возглавь её и преврати в собственный бизнес. Правильная логика.
Но при этом государство умело делает откат ректорату за каждого студента, чтобы не было бунта на корабле. Удивительно как всё красиво произошло. Самое смешное во всей этой истории, что нам нагло утверждают, что данные реформы навеяны мыслью о рынке.  И вузы должны себя содержать! На мой взгляд, это весьма смелое утверждение. И как всегда нам в очередной раз лукавят. Если правильно разобраться в экономических понятиях, то закон либерального рынка гласит: рынок должен быть на уровне конечного продукта рыночного производства. Ключевое слово – «конечный продукт»! И в нашем конкретном случае это на уровне молодых специалистов, а не на уровне самого их  производства в вузах. Получается, что происходящее сегодня в системе высшего образования, это бизнес государства на собственном народе, и ничего больше.
Думаю именно с этой целью, сегодня выстраивают всю систему образования на Украине. Так для меня, как представителя консервативного подхода в обучении, сложно понять, почему сегодня нет сдачи вступительных экзаменов в вуз. Я могу, частично согласится, что раньше вступительные экзамены являлись частью коррупционной схемы вузов. Во всяком случае, нас убедительно в этом уверяли. Согласен, это было бизнесом преподавателей вузов. В большей степени их ректората. Но в новой схеме налаженного бизнеса, взяточничество как я утверждаю, возглавило само государство. При этом если раньше за поступление в вузы взятки брали с части студентов, то сегодня государство берёт взятки со всех… Прямо таки оптом. А чтобы брать взятки со всех, государство усреднило качество среднего образования в наших школах до уровня малолетних дебилов. Где большая часть подросткового поколения начинает реагировать на всё происходящее на уровне рефлексов собаки Павлова (ЖСР). С этой целью, государство делает всё, чтобы на фоне таких себе дебилов нормальная молодёжь, которая заслуживает дальнейшего образования, не выделялась и не чувствовала себя неуютно. Если малограмотные дебилы, то все!
Вот и получается, что выпускные экзамены в современной средней школе, можно назвать выпускными лишь с большой натяжкой. Скорее это своего рода тест для получения справки, что выпускник присутствовал при прочтении курса лекций в средней школе. Такой себе тест уровня приматов, не достигших своего эволюционного развития согласно теории Дарвина. Именно такой подход порождает отсутствие стимула к образованию, к интеллектуальному развитию у молодого человека, к его самовыражению. Государство свой выбор сделало в пользу интеллектуальной деградации общества сделав ставку на умственно отсталую часть общества, которая просто не может интеллектуально осилить - физику, математику, литературу… Других объяснений новой образовательной программе в средней школе найти невозможно. Физика, алгебра, геометрия и литература в привычных для нас формах уже остаются в прошлом. Чистый факультатив для умственно отсталого поколения. «Аминь».
В данной ситуации для меня печально совершенно другое. Весь эффект от реформирования современной системы образования мы с вами ощутим максимум лет через десять. В зависимости от сферы деятельности молодых специалистов. Думаю, медики в этом списке будут лидировать, их ошибки будут нагляднее для всего общества. Но и другие представители последствий умственного реформирования не заставят себя долго ждать. Сомневаюсь, что даже после этого мы задумаемся над тем, что количество вузов и доступность обучения в вузах никак не влияет на качество обучения в данных вузах. Если кто-то выстраивает данную систему обучения, значит это кому-то необходимо. Значит кому-то необходима масса людей живущая на уровне рефлексов собаки Павлова (ЖСР). И к перспективе развития общества и формирования его новой элиты это не имеет никакого отношения. И вот здесь хотелось бы вернуться к молодому руководителю "Спецтехноэкспорт", как к представителю новой и молодой элиты нашего общества.
А живёт новая элита нашего общества после окончания наших вузов совершенно не дурно. Костюмы от Valentino, которые предпочитает молодой человек, стоят от 50 до 100 тыс. гривен, в зависимости от модели.
Передвигаться молодой и удачливый руководитель предпочитает на самом люксовом внедорожнике Mercedes-Benz GL63 AMG. С красивым номером "0303". Его он приобрел в конце 2016 года, по цене в более чем 4 000 000 гривен (150 тыс. $). Отдыхает он в отеле на фешенебельном курорте Куршавель 1850 в период новогодних праздников 2016/2017. И Бог с этим. Зависть дурное дело. Возможно, он и заслужил. Да и счёта не совсем шокируют, бывают куда больше у наших маститых чиновников. Ведь за проживание в отеле L'Apogee Courhcevel 1850, а именно в нём молодой человек провел Новогодние праздники в период с 28.12.2016 по 05.01.2017, он заплатил всего немногим больше 22 тысячи эуро. Реально на фоне других отдыхающий украинских чиновников это просто пустяк. Согласен, ещё не тот размах. Хотя данный отель является самым дорогим на горе. Если честно, я не оспариваю желание молодых людей отдыхать в прекрасных курортных местах, но в одном случае. Если заработал своим трудом не как госслужащий, тогда милости просим на отдых.
Но в данном случае. И при окладе в 230 тысяч гривен в месяц всё выглядит весьма сомнительно. Хотя оценивать всё довольно сложно. Вот и думаю я, что скорее всего ошибаюсь в своих оценках качества нашего высшего образования. Для меня очевидно только одно, что в их понимании общество в целом является всего лишь источником их финансового состояния. А находясь на вершине общественного устройства, они гарантируют себе совершенно беззаботную жизнь. Перефразировав классика, можно смело утверждать, что в их понимании: Украина это они, они это Украина.

На этом фоне, я вспомнил историю нашего высшего образования. Во многом она совершенно иная. На образование в былые времена возлагалась функции формирования элиты общества. Достойной элиты общества. Так в 1917 году на Украине действовало всего 27 вузов, в которых обучалось свыше 35 тыс. студентов. Если кто-то попробует возразить мол, и страна была меньше, не спешите. В 1913 году на территории Украины проживало – 35 млн. 210 тысяч жителей. Из них почти 20% городские жители. Согласитесь, это не на много меньше чем современная Украина. А с учётом выехавшего сегодня с Украины населения, то мы идём практически ноздря в ноздрю… А вот дальше с развитием промышленности в нашей стране и цифры начали меняться. К началу 1938/39 учебного года в УССР насчитывалось уже 129 высших учебных заведений. И населения стало больше - 40,5 млн. жителей. Мне совершенно понятен данный рост. Промышленность потребовала новых специалистов, и страна ответила – ЕСТЬ… Вот и появилась цифра в 129 вузов.
Но что удивительно, эта цифра практически не изменилась до конца ХХ века. Скорее всего, возник баланс в спросе на молодых специалистов и их предложением в системе высшего образования. Так в 1990/1991 учебном году в нашей стране насчитывалось всего каких-то 149 вузов. В современных реалиях даже смешно об этом говорить. Правда и населения было больше, целых 52 миллиона жителей. Исходя из современного подхода, можно смело сказать, что необразованность какая-то царила в нашей стране до 1991 года. Хотя специалистов было в достатке. И редко кто мог себе позволить с дипломом юриста, экономиста или медика стоять на рынке и торговать носками или нижним бельём.
А вот уже через два десятка лет, в 2013/2014 учебном году в стране насчитывалось целых 325 вузов. Я так понимаю, мы стали свидетелями бума на высшее образование. Вернее бума на дипломы о высшем образовании. И сложилась парадоксальная ситуация, когда быть торговкой на любом рынке страны и не иметь диплома о высшем образовании стало просто зазорно.
Государство уловило стремление общества к познанию высоких материй, и количество студентов вузов увеличилось с 881 000 в 1990/1991 до 2,4 миллионов в 2007/2008 годах. Но верхом абсурда выглядит то, что с 2007/2008 количество принимаемых в вузы абитуриентов уже превышает количество выпускников школ. Это уже полный абсурд. Другими словами, вся суть высшего образования в нашей стране сведена к ценности той бумаги, на которой написано свидетельство о прослушанном образовательном курсе. А всеобщая доступность получения такой бумаги, просто обесценила звание выпускника высшего учебного заведения.
По факту, всё происходящее в сфере образования Украины, превращается в такую себе форму улучшения статистики занятости населения целой страны. Теперь безработная молодёжь числится студентами, при этом без возможности трудоустройства по специальности в перспективе. Как я отметил, вузы Украины, это прекрасный бизнес нашего государства.
И ведя этот бизнес, государство решает свои задачи. Организовывает всеобщую занятость молодёжи, улучшив этим статистические показатели в стране. И самое главное, что делает это за счёт родителей выпускников школ, другими словами за счёт населения несчастной и нищей страны. Для этого потребовалось всего-то ввести красивое понятие - коммерческое образование. Так и получилось, что со временем, в Украине основная часть обучения, превратилась в коммерческое обучение. Где родители платят за своих отпрысков нашему государству или частному вузу довольно хорошие средства.
Государством организован прекрасный бизнес. А когда есть спрос, государство наращивает своё предложение. И уже в 2015 год у нас в стране насчитывается 520 вузов государственной (включая коммунальную) формы собственности и 144 частных, однако из них 277 - лишь III-IV уровня аккредитации. Среди вузов 175 - университеты и 66 – академии. Данная ситуация, это классика бизнеса на образовании и лохотрона для населения одновременно. И вдумайтесь – 66 академий!!!
Стоит привести как пример немного эуропейской статистики. Так в Германии всего 250 вузов, из них 103 университета и 176 вузов прикладных наук. Количество студентов составляет почти 2 миллиона. Профессорско-преподавательского состава около 110 тыс. человек. Примерно 120 000 немцев учится за границей.
А вот в Великобритании насчитывается более 600 государственных и частных колледжей дальнейшего образования. Во Франции сложно подсчитать, так как система образование не делает строгого различия между вузами, но количество вузов в пределах 450 высших учебных заведений. Но опять же, все системы образования постоянно реформируются в зависимости от потребностей государства. Там так принято.
Но мы впереди планеты всей!
Вот и возникает риторичный вопрос. Зачем всё это? Молодёжь после окончания вуза становиться более образованной или более интеллектуально развитой? Пример молодого руководителя совершенно говорит нам об обратном. Но я не спорю, есть часть молодежи, которая достойна высшего образования. Есть!!! Но в результате возникшей в стране ситуации, именно они потом с большим трудом могут себя применить в этой массе малообразованного студенчества.
Ведь основная масса студентов это просто прожигатели времени за счёт своих родителей. Им просто устроили беззаботную юность за счёт средств родителей. А потом и беззаботную карьеру. И самое печальное в этой истории, что молодёжь уже не понимают ценности высшего образования. Говорить об ответственности работников с высшим образованием перед обществом даже и не стоит. Нет этой ценности. А диплом о высшем образовании в данном случае, это бумажка, которая просто свидетельствует о прослушанном курсе в определённом университете. Не больше. И её ценность состоит в стоимости той бумаги, на которой она напечатана.
Вот и получается, мы заложили современной системе образования бомбу замедленного действия, которая сегодня с одной стороны показывает общедоступность высшего образования всем, а с другой стороны она в реальности губит саму суть и понятие высшего образования. И происходит это уже на самых первых этапах, ещё в школе, а затем уже и в вузе. Какой стимул будет в среднем образовании, если поступить в любой вуз бывший выпускник школы может без малейших проблем. Всего лишь необходимо подать документы. И ты счастливый обладатель студенческого билета. А там всё будет зависеть от материального положения родителей, а какой родитель в нашей стране не продаст последнее для получения диплома для своего отпрыска. Диплом это призрачная надежна на счастливый билет в его жизни. Призрачный, но всё же билет.
Вот и получается, что государство, делая свой бизнес на обществе, цинично решает собственную сиюминутную финансовую проблему.
И как выясняется, государству совершенно безразличны проблемами самого общества в целом. Ведь другими словами и невозможно объяснить, такое огромное количество гуманитарных вузов в нашей стране. Вы, наверное, удивитесь, но технических вузов у нас осталось не больше двух десятков. А с мировым именем их всего два, - Киевский и Львовский политехнические университеты. Два! А о вузах связанных с горнометаллургическим производством и авиастроением я просто молчу. Это уже практически история. На мой взгляд, это история достойных достижений.
Хотя в ближайшей перспективе, главной проблемой государства будет отсутствие технических специалистов. Даже если коснуться в своих мыслях самых смелых фантазий, и в стране возникнет программа экономического возрождения, и модернизации её промышленности мы уже технически не сможем её реализовать. По самой простой и банальной причине – отсутствия необходимых для этого специалистов! Новые производства мы не сможем обеспечить необходимым персоналом – инженерами, технологами, производственниками. Правда гуманитариев у нас будет в избытке. Не удивительно, что основная масса депутатов всех уровней это историки, преподаватели и журналисты. Эффективности их работы можно ярко наблюдать в Верховной Раде Украины. Вся их способность заключена в двух действиях – поговорить и поделить.
А в это время весь мир движется по ступеням технического прогресса. Обучается. Вкладывает средства и интеллектуальную собственность, - в молодёжь. Именно в этом и видят перспективу собственного развития многие страны. А у нас это превратили в государственный бизнес с малоэффективным результатом.
Наверное, нам сложно взять за пример уже существующую модель в сфере образования. Каждая страна, что в Эуропе, что на других континентах формируя собственную образовательную систему, решает конкретные стоящие именно перед ней задачи. И прежде всего это задачи в сфере экономики и государственного управления. Главное сегодня создать механизм отбора талантливых школьников. Сформировать несколько элитных государственных вузов по нескольким профилям обучения: государственное управление, государственная юриспруденция, экономика, медицина, образование, наука… И уже на их основе формировать будущую элиту общества, которая будет не в пример нынешних молодых руководителей видеть в собственной стране не источник собственного благополучия, а государство в котором народ должен достойно жить.

 «Есть люди, которые никогда не заблуждаются, потому что никогда не задаются никакими разумными мыслями». Иоганн Вольфганг Гёте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий