вторник, 11 июня 2013 г.

«Государство, которое неспособно видоизменятся, неспособно и сохраниться». Эдмунд Бёрк.

«Государство, которое неспособно видоизменятся, неспособно и сохраниться». Эдмунд Бёрк. Эти слова английского политического деятеля, крайне актуальны сегодня. Когда застой, происходящий вокруг, превращает нашу жизнь в болото, с затхлой водой. Когда мы, вместо результативной деятельности, занимаемся ее пустой имитацией. Сегодня вновь активизировалась деятельность вокруг одного из последних ещё не распределённых (официально) активов Украины – морехозяйственного комплекса. Правительство изображает искреннюю озабоченность состоянием дел в морехозяйственном комплексе, пытаясь показать заинтересованность в его развитии и сохранению высоких социальных стандартов в этой отрасли. Очевидно, именно с этой целью, и проводиться Коллегия Министерства инфраструктуры касательно разработки стратегии развития морских портов в соответствии с Законом «О морских портах Украины».
В необходимости таких мер сомнений не возникает. Ведь с момента принятия Закона Украины о морских портах, с мая 2012 года, прошло более девяти месяцев. За это время мы с Вами не услышали от руководства отрасли никаких реальных перспектив. Не был озвучен ни один план развития отрасли, не был представлен ни один значимый инвестиционный проект, предполагаемый к реализации. Разве что, скандальный проект по строительству газового термина под Одессой. Где от имени инвесторов выступил лыжный инструктор. Планировалась очередная афёра. И самое главное, не была принята ни одна программа сохранения социальных гарантий для работников морехозяйственного комплекса. Все внимание к данной проблеме, сводилось к общим фразам, что все будет хорошо, теперь к нам направится инвестор и мы с Вами заживем счастливо. В добавок ко всему, на данной проблематике в период выборной компании пиарились все. Только ленивый в Измаиле не говорил о проблемах порта. Все в один момент стали крупными специалистами в морехозяйственном комплексе. Отовсюду, как из рога изобилия, сыпались советы о восстановлении порта как, с призывами вернуть все в изначальное русло. Только проблематика Измаильского порта гораздо глубже, чем она может показаться. Чем мы ее с Вами сегодня затрагиваем. И к большому сожалению, мы сегодня не сможем вернуть все в старое русло, мы не сможем дважды войти в одну и ту же реку. Но вместе с тем, не понимая истинных проблем порта, а в нашем случае и города в целом, мы не сможем найти правильного лекарства для выздоровления ситуации в морехозяйственном комплексе в целом и в городе в частности. Хочу немного проанализировать проблемы морехозяйственного комплекса Измаила. Прежде всего, порт Измаил, является специфическим портом. Его специфика заключена в двух особенностях. Прежде всего в огромной зависимости от одного грузопотока. Так более 70% грузооборота порта составляли поставки на один металлургический комбинат в Линц (Австрия). И вся деятельность порта напрямую зависела от одного поставщика и одного потребителя. И любой сбой на рынке металлопродукции, мог привести к падению работ в порту, доходов в порта, а следовательно и города в целом. Первый звоночек реально прозвучал в 2009 – 2010 годах. когда начало существенно лихорадить рынок металла. Кто работает в порту, знают, во сколько раз упал грузооборот металлопродукции в этот период в порту. А это высокотарифный груз, дающий значительный экономический эффект. Сегодня можно с уверенностью сказать, что только благодаря авторитету и умению Котельного В.Ф., сегодняшняя ситуация не сложилась еще тогда. Порт сохранил тогда и коллектив и выровнял работу. Но та ситуация же тогда показал, насколько может быть уязвим порт от зависимости одного грузопотока. Вторая особенность - это ориентация поставок через порт Измаил на страны Балканского региона. В этом регионе расположены две самые бедные страны Европейского Союза: Болгария и Румыния. И остальные страны не выделяются потребительским изобилием. Их экономика не восстановилась после событий в Югославии в середине 90-х. И наверное не скоро восстановится. Все помнят какие убытки понесли в связи данными событиями порт и УДП. Те кто вводил эмбарго против Югославии, обещали компенсировать понесённые нами убытки, но кроме потери традиционных рынков поставки своей продукции Украина с этой компании ничего не получила. Нас выпроводили с этих рынков, указав на дверь. Мы приняли эту ситуацию, так как политически это было более выгодно. Результат тоже не заставил долго себя ждать. Тогда тоже повезло, вытащил всех Линц, долгое время бывший палочкой-выручалочкой экономики всего города после бурных 90-х. Вот так мы и жили, молились на меткомбинат в Линце. Надеясь, что ничего дурного с нами не случится. Но как говорил поэт Семён Эпштей, «Ничто не вечно под Луной….». И тем более на Украине. И вот прошли очередные президентские выборы 2010 года, монополию в стране получила одна политическая сила. Не будем сегодня останавливаться на политических аспектах ситуации в стране, тем более политика - это прямое отражение экономики, и первопричина всего что происходит в стране и у нас в порту - экономическая составляющая. Придя к власти, определённые бизнес-круги решили произвести передел внешних рынков поставки металлопродукции и сырья. Невольно, Измаильский порт оказался в центре передела таких рынков. И тогда никто не ставил перед собой цель сохранить порт как целостный механизм, задача была одна – осуществить контроль над потоками и над рынками поставки рудного сырья. А как результат и над рынками потребления. И вся экономическая деятельности в то время в порту была направлена на это. Но осуществить полный контроль над поставками тогда не удалось. И основной грузопоток порта Измаил сменил свой логистический маршрут, найдя более эффективные в то время схемы, через Южный и Констанцию. А порт в результате утратил работу. Работу, которая содержала весь город. Сегодня мы боремся за восстановление поставок железнорудного сырья через порт Измаил. В надежде, что это решит наши проблемы. В надежде, что сможем войти дважды в одну реку. Но возврат части утраченного грузопотока не решит сегодняшние проблемы всего морехозяйственного комплекса, не сможет решить основных финансовых проблем порта и города. Он сможет лишь приостановить дальнейшее его разрушение. Так как помимо рудных грузов, порт должен перерабатывать и генеральные грузы. Которые давали и дают основной экономический эффект. Которые давали и основную занятость докерам порта. А перспектив возврата этих грузов в обозримом будущем не предвидеться. По нескольким причинам. Прежде всего, это утрата Украиной традиционных рынков сбыта своей продукции по реке Дунай. Этому способствовали пошлины на украинскую продукцию, условия оплаты и поставки. К слову сказать, на продукцию стран еврозоны и России пошлина в странах Балканского региона отсутствует. А если ещё говорить о низком качестве продукции, то о восстановлении традиционных рынков поставки своей продукции, просто не приходиться. Исходя из этого, потребители отказываются от поставок, от новых контактов. У нас время словно замерло. Мы с Вами так и остались в середине 80-х годов прошлого века. И сложно будет догнать умчавшийся далеко вперед локомотив экономического развития многих стран. И с каждым годом это становится все сложнее. Вторая причина, это наша непредсказуемость. Мы не только страна повышенного риска, но и страна с не предсказуемым поведением. Это касается всех сфер деятельности, политики и экономики (постоянные переделы рынков). Сегодня мало снизить тарифы на услуги в порту, сегодня необходимо гарантировать их стабильность. Гарантировать, что со сменой власти в стране, компании работающие не понесут убытки. Один из поставщиков химических удобрений, перешедший работать в Констанцию, готов там платить больше за стабильность и предсказуемость. И сегодня его не интересует снижение тарифных ставок, его интересует стабильность, за которую он платит. Которую, мы ему не можем гарантировать. Третье, это отсутствие внешней политики государства Украина на Балканах. Протекционизма позволяющего нашим производителям не уходить с традиционных рынков и наращивать там свое присутствие. Через законодательные акты, через межправительственные соглашения. Уступчивость Украины в политике на Балканах и на Дунае сегодня рассматривается как слабость, как не способность защитить свои интересы и несостоятельность оценить экономические последствия от принимаемых ею решений. Мы просчитались в создании порта в Джурджулештах, мы не оценили последствий уступок с островом Змеиный, мы до конца ещё не осознали последствий строительства водоотводных дамб и каналов Румынией на Дунае. А вода у причалов Измаильского порта значительно снизилась. Озера в регионе значительно омелели. Вода в колодцах сел региона уходит. И это только начало. Но самое важное, на мой взгляд, сегодня - это внутренняя экономическая ситуация. За период 2011 -2012гг. несколько крупных меткомбинатов Украины, сменили своих собственников. Ими стали компании входящие в группу СКМ. Это произошло и с Мариупольским меткомбинатом им. Ильича в 2011 году, и с Запорожским меткомбинатом в 2012, и с несколькими другими. Вся металлургическая отрасль в Украине, стала подконтрольна одной структуре. В добавок, эта же структура и полностью контролировала железнодорожные перевозки. Что позволяло иметь возможность контролировать внешнеэкономивеские контракты. До 2010 года, через порт Измаил, только в Болгарию производили поставки металлопродукции более двух десятков компаний. Это касалось и Румынии, и Сербии, и Хорватии. Каждая компания производила поставки через порт Измаил. Сегодня внешний рынок поставки металлопродукции монополизировали структуры группы СКМ, или компаний связанных с ними. А политика компании, осуществляемая в порту Измаил, говорит, что зачастую ее экономические интересы далеки от интересов экономики региона и Украины в целом. Монополизировав этот рынок, компания стремиться снизить свои издержки. И ей не интересны поставки в страны с низкой, не растущей экономикой, тем более малыми партиями множеству небольших потребителей. Вот и результат, уход с рынков Балканских стран, в пользу потребителей других регионов. И для возврата нашей металлопродукции на былые рынки, необходимо вновь переделить меткомбинаты на Украине. Что само по себе сегодня на грани фантастики. Такова наша с Вами реальность. Что же необходимо предпринять сегодня для нашего порта и региона, что бы улучшить ситуацию? Реанимация порта, сама по себе, не решит всех существующих проблем. Ведь если бы в городе, регионе существовало производство, то наверное многие отнеслись бы с пониманием к сложившейся ситуации в порту. А когда порт - единственное работающее предприятие в Измаиле, то понятна реакция портовиков на грядущие увольнения. Перед ними встаёт неразрешимый вопрос, где работать дальше, и как прокормить семью. И в этой связи, необходимо рассматривать не только порт, но и развитие региона в целом. Во всяком случае, создания условий для его развития. На мой взгляд, прежде всего необходимо принять, что порт в том формате уже не восстановить. И порт должен сегодня выступать не просто как самостоятельное предприятие морехозяйственного комплекса, а как логистический центр, способный объединить в выработке единой тарифной политики - железную дорогу, порт и пароходство. В современных условиях, порт не в состоянии руководствоваться тарифной политикой, регулируемой из Киева. Это путь в никуда, к полному банкротству. Порт должен самостоятельно принимать решения с учетом влияния на железнодорожные тарифы и с учетом доставки грузов по Дунаю. Такая возможность должна быть на первом этапе стабилизации состояния в порту. На период выработки новой тарифной политики и привлечения новых грузопотоков. Сегодня необходимо проанализировать, что мы утратили, что мы сможем вернуть. Необходимо понять на уровне государства, что в нынешних условиях, мы на Дунае прямые конкуренты ЕС, его портам в Румынии. И принимать решения исходя из простых эгоистичных интересов региона, а не услужливости перед мифичными политическими заслугами. Так же порт должен иметь возможность создания дополнительной стоимости за счёт оказания дополнительных услуг. Это позволит и задействовать часть работников порта в этом направлении. Для этого необходимо создать условия на законодательном уровне. И самое важное, необходимо гарантировать социальные гарантии работникам порта, в дальнейшей реорганизации порта. То что сегодня порт есть - заслуга портовиков. Их труда, их умения. Они его создавали, развивали и содержали. В связи с чем имеют полное право в дальнейшем владеть частью этой собственности, и быть причастным к его дальнейшей судьбе. Но немаловажно сегодня приступить и к созданию условий развития производства в регионе. Город с населением в сто тысяч, и формирующий лишь на 18% свой бюджет за счет собственных поступлений, может быть признан банкротом. Он не сможет сидеть постоянно на дотационной игле. Это как зависимость у наркомана, только доза будет уменьшена, начнутся «социальные ломки». Я уже не говорю о развитии инфраструктуры. В такой ситуации он обречен на превращение в провинциальный городок, пенсионеров и госслужащих. Хочу спросить, город русской славы это заслуживает? Надеюсь, что нет. Сегодня наш регион вполне может стать полигоном экономических преобразований. Здесь, мы можем реализовать, но только при желании руководства государства, самые разнообразные административные и экономические реформы. Было бы на это желание, и здравый смысл властей. Надеемся на это. И хотелось бы закончить словами поэта-романтика Байрона: «Тысячилетья длится рост державы, - ее низвергнуть – нужен час один….». Помните об этом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий