«Когда не обращают внимания на критику и похвалу народа, и
спокойно мирятся с потерей его симпатий - это недостойный путь управления
страной». Это слова китайского мыслителя
и философа Сюнь-цзы. К большому
сожалению, они и сегодня, через множество веков актуальны для нашей страны.
Потеря доверия, потеря симпатий, полное разочарование действиями власти на
разных уровнях, вот реальность которая сопровождает нашу сегодняшнюю
действительность. Анализируя ситуацию в Украине, на ум сразу приходит сравнение
с «чёрной дырой». Есть такое понятие в астрофизике. Это явление характерно,
прежде всего тем, что огромное гравитационное притяжение искажает всю
реальность в нём. Оно поглощает и не даёт покинуть свои пределы любым объектам,
поглощая кванты света и искажая время. Ни время, ни свет не подвластны в
«чёрных дырах» нашему представлению.
И такое же ощущение складывается сегодня
об Украине. Ничто не подвластно здравому смыслу в ней. Никакие моральные, нравственные, социальные и
экономические законы. В стране искажено все представление о политике, судочинстве, экономике, искажено само
восприятие реальности. Одним словом «чёрная дыра» на карте современного мира,
где живут по своим абстрактным законам, не понимая, чем чревато для страны
хозяйственная деятельность нынешней власти.
Руководство
страны в унисон поет восхвалительные речи. Самим себе. Правительство гордо
рапортует о достижениях в разных отраслях экономики, при этом не забывает
посетовать на мировой кризис. Так для гарантии, когда вновь всё обвалиться,
будет повод сказать, мы ведь предупреждали, - кризис.
Тем не менее,
транспортная отрасль несёт дальнейшие потери. За период с января по май этого
года, произошло падение объёма грузоперевозок на 11,4% по сравнению с прошлым, не самым
удачным, годом. Объем переработки грузов в торговых и рыбных порт,а с учётом
промышленных причалов (морских и речных), уменьшился на 6,7% - до 61 млн т.
Единственный показатель, показавший рост, - это переработка в портах импортных
грузов- более чем на 5%. Печальная тенденция нашей экономики. Заграничные
перевозки грузов водным транспортом снизились на 22,3%. В этих цифрах есть
большая доля нашего порта и пароходства. И этой цифрой, наверное, не стоит
гордиться. Вот в таких условиях, мы пытаемся провести реформирование транспортной
отрасли. По общим для всех правилам и условиям.
С июня, в действие вступил «Закон Украины о
морских портах». Принимая его, нам обещали, создание условий для привлечение
инвесторов в морехозяйственный комплекс Украины. Убеждали в том, что инвесторы уже
вот-вот готовы вкладывать свои средства в модернизацию отечественного
устаревшего морехозяйственного комплекса. А для Измаила наступит счастливый
момент рассвета. Но пришёл наш долгожданный час, и как оказалось, он не принёс
того потока грузов, о котором мы мечтали. Он не принёс ни ясности, ни
уверенности в завтрашнем дне.
Хочется спросить,
чем отличается ситуация сегодня от вчерашней? А отличается только созданием
Администрации порта и переводом части сотрудников порта в Администрацию. И эта
ситуация характерна для всех портов. Я разговаривал со многими работниками
морехозяйственного комплекса, не только с сотрудниками нашего порта, но и
работниками других портов. Везде ситуация одна и та же. Произошло банальное
разделение морских портов с выделением Администрации порта и самого ГП морской
порт.
Самое интересное,
что подобный опыт был несколько лет назад внедрен в России. И там он закончился
сокращением Администраций портов до одного телефона и нескольких столов. И мы
сегодня, наступаем на очередные грабли, на которые сосед уже наступал. Но мы
упорно должны сами наступить, и убедиться, что так делать нельзя. И самая
огромная ошибка, которую сегодня совершают, это проводят реорганизацию всех
портов «под одну гребёнку», по одной схеме без понимания особенности каждого
порта его характеристики и финансового состояния. Сегодня невозможно сравнивать
порт Южный и порт Измаил или Рении. В
чём сегодня проблема Измаильского порта? Разве она кроется в отсутствии
Администрации порта, или в отсутствии ещё одного начальника? Нет. Все кто связан с портом знают, что
основная причина крылась в падении грузопотока. Который снизился в два с
половиной раза. В переориентации основного партнёра порта в другой порт. О
причинах ниже. И немаловажной причиной является падение спроса на нашу
продукцию у её традиционных потребителей на Дунае. В этих условиях мы сохранили
устарелый подход к деятельности порта. Мы не сумели вовремя сориентироваться на
потребности региона. Минтранс, лоббировал интересы одной ФПГ, которой было глубоко
безразлична судьба жителей региона. Он
руководствовался старыми и корпоративными мерками, которые сегодня не позволяют
нам занимать достойное место в международном процессе разделения труда. Мы так
и остались в прошлом с закрытыми от страха глазами, боясь их открыть, что бы не
увидеть печальную реальность. Нам
предлагают решать проблемы, которые к нам не имеют никакого отношения. Не делая
действительно необходимых шагов по выведению порта из сложившейся ситуации.
Не в наличии
Администрации порта или её отсутствии сегодня проблема. Мне, как
компании-экспедитору, глубоко безразлично её наличие. Мне важно наличие
контрактов поставки наших грузов на Балканы. А их нет. И мы боремся в них за
каждую тонну. И немного непонятно, и смешно слышать о заботе провластных
чиновников, которые не понимая сути
происходящего, изображая «бурную» деятельность,
убеждают нас, что всё будет хорошо.
Хотя никто из них не захочет вмешаться в
борьбу двух Финансово-Промышленных Групп за рынки сбыта своей продукции
и контроль за ГОКами внутри Украины.
Это и есть
основная причина падения грузопотока.
Вот так вот, целый регион стал заложником выяснения отношений между
«СКМ» и «FERREXPO». В результате данной борьбы порт потерял
традиционный грузопоток, портовики работу, город поступления в бюджет. И как
оказалось, уже практически безвозвратно. Суть данного конфликта заключается в
том, что группа Рината Ахметова - СКМ, взяла под контроль железнодорожные
перевозки Укрзализныцей и сам порт Измаил, с целью вытеснения конкурентов с рынка
и приобретения контроля над Полтавским ГОКом. На что «FERREXPO» ответило переориентацией
своего грузопотока, идущего на Австрию традиционно через Измаил, на свой
терминам «ТИС» в порту Южный и погранпереход Чоп. Обеспечив перевозку всего
груза своим подвижным составом. Именно
эта борьба и привела к возникновению данной ситуации. И уже никакое применение
понижающего коэффициента не сможет вернуть доверие к нашему порту. Тем более, что применяя понижающий
коэффициент для ПРР в порту Измаил – 0,85, Укрзализныця с июня начала повышение
провозного тарифа на 12%. Мы лишаем порт, который не отличается финансовым
благополучием, поступлений и одновременно проводим повышение платежей в другой
карман, подконтрольный СКМ.
Моё глубокое
убеждение, если мы хотим изменить ситуацию в порту, должен измениться сам подход
Минтранса к нашему порту. И прежде всего, через отношение Укрзализныци. В
противном случае, ситуация никоим образом не изменится. Я неоднократно отмечал,
что практически все перевозки по Укрзализныце контролируются компаниями
«дружественными» с группой СКМ. И они определяют и стоимость провозных платежей,
график подачи подвижного состава. Кому и за сколько они готовы везти. И не
всегда их интересы совпадают с интересами грузовладельцев и государства. В
июне, мы перевозили груз по железной дороге в порт Измаил, могу сказать, что
разница провозных платежей и тарифа Укрзализныци составила более 40%. Это та комиссия
экспедитора по железной дороге, которую мы платим СКМ с каждой перевозимой по
Украине тонны. Дань. И прежде чем говорить о возрождении порта, необходимо
понимать кому выгодно данное положение дел. Почему оно произошло. В противном
случае говорить о возрождении порта Измаил, как субъёкта хозяйственной
деятельности, невозможно. Скорее всего, данная реформа будет являться первым
шагом к не реорганизации отрасли, а к её приватизации. И это правильный шаг в
этом направлении. Но если так будет продолжаться, то в Украине останется три от
силы четыре морских порта. В которых
будет заинтересована группа СКМ через которые будут идти грузы этой компании.
Будет реализован принцип, интересно СКМ - интересно экономике Украины.
На мой взгляд,
если Министерство транспорта задумывало эффективную реорганизацию, то оно должно
было подойти с позиции индивидуальности каждого порта. С позиции
государственных интересов, а не корпоративной целесообразности. С позиции людей
работающих в портах, а не экономической эффективности чиновников, где бы и как
приватизировать по-проще и по-дешевле. Это ещё раз доказывает, проведение
данной реорганизации в угоду строго корпоративных интересов одной группы. Хочется
ошибаться, но мне кажется, что данная реорганизация через какое-то время
закончится сокращением сотрудников, перешедших работать в Администрацию. Это
выводы исходя из опыта соседей, прошедших аналогичный путь реформирования.
Сегодняшние
действия Министерства транспорта Украины напоминают стрижку в армии: всех одной
машинкой «под ноль». Но для окружающих говорят, «модельная» стрижка – армейская. И вместо принятия действенных мер
реформирования в очередной раз проводим имитацию «бурной» деятельности. В
конечном итоге крайним окажется работник порта, который потеряет работу, его
семья - доход и достойные условия жизни.
Сегодня
необходимо признать, что порт окончательно потерял основной свой грузопоток. И
как бы парадоксально это не звучало сегодня, если раньше, пока был на рынке «FERREXPO»,
жил и работал Измаильский порт. То сегодня, пока будет на рынке «FERREXPO»,
Измаильский порт не будет работать в прежнем объёме. Логистический маршрут
сегодня через порт Южный и порт Констанция для компании «FERREXPO»
более экономически эффективный. И на его возвращение в Измаил, наверное, не
стоит рассчитывать.
В который раз,
хочется отметить, что современные реалии, требуют других подходов к
транспортным узлам, каким является
Измаил (не буду допускать мысль, что уже являлся). В модернизацию и
перепрофилирование порта совместно с пароходством должны включиться все, и на всех
уровнях властных структур. Пока есть ещё время и есть ещё ресурсы. Если мы ещё
пару лет будем пребывать в таком
неопределённом состоянии, то в странах по реке Дунай мы окончательно
потеряем все рынки сбыта, своих партнёров и потребителей продукции. В следствии
потеряем Измаил, как ворота Украины на
Дунае. Хочется напомнить нашему, избранному народом, Президенту, что страны
сегодня сражаются за рынки сбыта своей продукции. Ведут за это экономические
войны. И ни один Президент так так легко не сдает интересы своего государства,
как Президент Украины. На встрече в Брюсселе он заявил, о готовности
предоставить внутренний рынок страны, дабы помочь выходу из кризиса экономики
Европы. Полная капитуляция страны без единого выстрела. Всё это сделано в угоду
собственных политических амбиций. Получить поддержку на очередных выборах. Хочу
отметить не поддержку собственного народа, а поддержку европейских чиновников.
На нас наверное уже не рассчитывают. А ведь только развитое производство страны
позволяет ей не кормить чужую армию. Страна должна развивать свое производство,
бороться за рынки сбыта своей продукции в других странах, а не отдавать свой. Нашим
олигархам необходимо понять, не металлом единым «сыт человек», как они решили,
и этим гордятся. А есть более технологичные производства, с более высокой
добавочной стоимостью, а следовательно и более высоким уровнем жизни
работающих. Не стоит окончательно превращать страну в сырьевой придаток Мира,
где не нужен интеллектуальный труд. А наше Правительство, увы, умеет лишь собирать, отбирать и делить. Не
даром было создано Министерство «сборов или поборов».
И, как ни
печально, но вспоминаются слова Шарикова из «Собачего сердца» Михаила
Булгакова. Где на вопрос, что Шариков вынес из переписки Каутского и Ленина,
тот ответил: «Забрать всё у всех и поделить». Так поступает наше руководство.
Собирает и делит. В зависимости от суммы отката. Как «гордились» ЕВРО – 2012. И
итог? Это ещё раз говорит об убогости мышления и непонимании ситуации в стране.
О безразличии к завтрашнему дню и судьбе потомков.
Необходимо
гордиться страной и её достижениями. Сегодня мы гордимся предками, которые с
кровью осваивали Придунавье. Которые вспахивали целинные земли и с оружием в
руках отстаивали интересы государства в этом регионе. И совсем не хочется,
покинуть его без единого выстрела, оставив могилы и славу предков, в угоду
чьих-то корпоративных интересов.
Хочу завершить словами: «Большая
политика - это всего лишь здравый смысл, примененный к большим делам».
Комментариев нет:
Отправить комментарий