четверг, 20 июня 2013 г.

"Да что тут предлагать?.. А то пишут, пишут... Голова пухнет. Взять всё, да и поделить"... «Собачье сердце» Михаил Булгаков.

«Когда не обращают внимания на критику и похвалу народа, и спокойно мирятся с потерей его симпатий - это недостойный путь управления страной».  Это слова китайского мыслителя и философа Сюнь-цзы.  К большому сожалению, они и сегодня, через множество веков актуальны для нашей страны. Потеря доверия, потеря симпатий, полное разочарование действиями власти на разных уровнях, вот реальность которая сопровождает нашу сегодняшнюю действительность. Анализируя ситуацию в Украине, на ум сразу приходит сравнение с «чёрной дырой». Есть такое понятие в астрофизике. Это явление характерно, прежде всего тем, что огромное гравитационное притяжение искажает всю реальность в нём. Оно поглощает и не даёт покинуть свои пределы любым объектам, поглощая кванты света и искажая время. Ни время, ни свет не подвластны в «чёрных дырах» нашему представлению.
И такое же ощущение складывается сегодня об Украине. Ничто не подвластно здравому смыслу в ней.  Никакие моральные, нравственные, социальные и экономические законы. В стране искажено все представление о политике,  судочинстве, экономике, искажено само восприятие реальности. Одним словом «чёрная дыра» на карте современного мира, где живут по своим абстрактным законам, не понимая, чем чревато для страны хозяйственная деятельность нынешней власти.

            Руководство страны в унисон поет восхвалительные речи. Самим себе. Правительство гордо рапортует о достижениях в разных отраслях экономики, при этом не забывает посетовать на мировой кризис. Так для гарантии, когда вновь всё обвалиться, будет повод сказать, мы ведь предупреждали, - кризис. 
            Тем не менее, транспортная отрасль несёт дальнейшие потери. За период с января по май этого года, произошло падение объёма грузоперевозок на  11,4% по сравнению с прошлым, не самым удачным, годом.  Объем переработки грузов в торговых и рыбных порт,а с учётом промышленных причалов (морских и речных), уменьшился на 6,7% - до 61 млн т. Единственный показатель, показавший рост, - это переработка в портах импортных грузов- более чем на 5%. Печальная тенденция нашей экономики. Заграничные перевозки грузов водным транспортом снизились на 22,3%. В этих цифрах есть большая доля нашего порта и пароходства. И этой цифрой, наверное, не стоит гордиться. Вот в таких условиях, мы пытаемся провести реформирование транспортной отрасли. По общим для всех правилам и условиям.
            С  июня, в действие вступил «Закон Украины о морских портах». Принимая его, нам обещали, создание условий для привлечение инвесторов в морехозяйственный комплекс Украины. Убеждали в том, что инвесторы уже вот-вот готовы вкладывать свои средства в модернизацию отечественного устаревшего морехозяйственного комплекса. А для Измаила наступит счастливый момент рассвета. Но пришёл наш долгожданный час, и как оказалось, он не принёс того потока грузов, о котором мы мечтали. Он не принёс ни ясности, ни уверенности в завтрашнем дне.
            Хочется спросить, чем отличается ситуация сегодня от вчерашней? А отличается только созданием Администрации порта и переводом части сотрудников порта в Администрацию. И эта ситуация характерна для всех портов. Я разговаривал со многими работниками морехозяйственного комплекса, не только с сотрудниками нашего порта, но и работниками других портов. Везде ситуация одна и та же. Произошло банальное разделение морских портов с выделением Администрации порта и самого ГП морской порт.
            Самое интересное, что подобный опыт был несколько лет назад внедрен в России. И там он закончился сокращением Администраций портов до одного телефона и нескольких столов. И мы сегодня, наступаем на очередные грабли, на которые сосед уже наступал. Но мы упорно должны сами наступить, и убедиться, что так делать нельзя. И самая огромная ошибка, которую сегодня совершают, это проводят реорганизацию всех портов «под одну гребёнку», по одной схеме без понимания особенности каждого порта его характеристики и финансового состояния. Сегодня невозможно сравнивать порт Южный и порт Измаил или Рении.            В чём сегодня проблема Измаильского порта? Разве она кроется в отсутствии Администрации порта, или в отсутствии ещё одного начальника?  Нет. Все кто связан с портом знают, что основная причина крылась в падении грузопотока. Который снизился в два с половиной раза. В переориентации основного партнёра порта в другой порт. О причинах ниже. И немаловажной причиной является падение спроса на нашу продукцию у её традиционных потребителей на Дунае. В этих условиях мы сохранили устарелый подход к деятельности порта. Мы не сумели вовремя сориентироваться на потребности региона. Минтранс, лоббировал интересы одной ФПГ, которой было глубоко безразлична  судьба жителей региона. Он руководствовался старыми и корпоративными мерками, которые сегодня не позволяют нам занимать достойное место в международном процессе разделения труда. Мы так и остались в прошлом с закрытыми от страха глазами, боясь их открыть, что бы не увидеть печальную реальность.  Нам предлагают решать проблемы, которые к нам не имеют никакого отношения. Не делая действительно необходимых шагов по выведению порта из сложившейся ситуации.
            Не в наличии Администрации порта или её отсутствии сегодня проблема. Мне, как компании-экспедитору, глубоко безразлично её наличие. Мне важно наличие контрактов поставки наших грузов на Балканы. А их нет. И мы боремся в них за каждую тонну. И немного непонятно, и смешно слышать о заботе провластных чиновников, которые  не понимая сути происходящего, изображая «бурную» деятельность,  убеждают нас, что всё будет хорошо.  Хотя никто из них не захочет вмешаться в  борьбу двух Финансово-Промышленных Групп за рынки сбыта своей продукции и контроль за ГОКами внутри Украины.
            Это и есть основная причина падения грузопотока.  Вот так вот, целый регион стал заложником выяснения отношений между «СКМ» и «FERREXPO». В результате данной борьбы порт потерял традиционный грузопоток, портовики работу, город поступления в бюджет. И как оказалось, уже практически безвозвратно. Суть данного конфликта заключается в том, что группа Рината Ахметова - СКМ, взяла под контроль железнодорожные перевозки Укрзализныцей и сам порт Измаил, с целью вытеснения конкурентов с рынка и приобретения контроля над Полтавским ГОКом. На что «FERREXPO» ответило переориентацией своего грузопотока, идущего на Австрию традиционно через Измаил, на свой терминам «ТИС» в порту Южный и погранпереход Чоп. Обеспечив перевозку всего груза своим подвижным составом.    Именно эта борьба и привела к возникновению данной ситуации. И уже никакое применение понижающего коэффициента не сможет вернуть доверие к нашему порту.  Тем более, что применяя понижающий коэффициент для ПРР в порту Измаил – 0,85, Укрзализныця с июня начала повышение провозного тарифа на 12%. Мы лишаем порт, который не отличается финансовым благополучием, поступлений и одновременно проводим повышение платежей в другой карман, подконтрольный СКМ.
            Моё глубокое убеждение, если мы хотим изменить ситуацию в порту, должен измениться сам подход Минтранса к нашему порту. И прежде всего, через отношение Укрзализныци. В противном случае, ситуация никоим образом не изменится. Я неоднократно отмечал, что практически все перевозки по Укрзализныце контролируются компаниями «дружественными» с группой СКМ. И они определяют и стоимость провозных платежей, график подачи подвижного состава. Кому и за сколько они готовы везти. И не всегда их интересы совпадают с интересами грузовладельцев и государства. В июне, мы перевозили груз по железной дороге в порт Измаил, могу сказать, что разница провозных платежей и тарифа Укрзализныци составила более 40%. Это та комиссия экспедитора по железной дороге, которую мы платим СКМ с каждой перевозимой по Украине тонны. Дань. И прежде чем говорить о возрождении порта, необходимо понимать кому выгодно данное положение дел. Почему оно произошло. В противном случае говорить о возрождении порта Измаил, как субъёкта хозяйственной деятельности, невозможно. Скорее всего, данная реформа будет являться первым шагом к не реорганизации отрасли, а к её приватизации. И это правильный шаг в этом направлении. Но если так будет продолжаться, то в Украине останется три от силы четыре морских порта.  В которых будет заинтересована группа СКМ через которые будут идти грузы этой компании. Будет реализован принцип, интересно СКМ - интересно экономике Украины. 
            На мой взгляд, если Министерство транспорта задумывало эффективную реорганизацию, то оно должно было подойти с позиции индивидуальности каждого порта. С позиции государственных интересов, а не корпоративной целесообразности. С позиции людей работающих в портах, а не экономической эффективности чиновников, где бы и как приватизировать по-проще и по-дешевле. Это ещё раз доказывает, проведение данной реорганизации в угоду строго корпоративных интересов одной группы. Хочется ошибаться, но мне кажется, что данная реорганизация через какое-то время закончится сокращением сотрудников, перешедших работать в Администрацию. Это выводы исходя из опыта соседей, прошедших аналогичный путь реформирования.
            Сегодняшние действия Министерства транспорта Украины напоминают стрижку в армии: всех одной машинкой «под ноль». Но для окружающих говорят, «модельная» стрижка – армейская.  И вместо принятия действенных мер реформирования в очередной раз проводим имитацию «бурной» деятельности. В конечном итоге крайним окажется работник порта, который потеряет работу, его семья - доход и достойные условия жизни.
            Сегодня необходимо признать, что порт окончательно потерял основной свой грузопоток. И как бы парадоксально это не звучало сегодня, если раньше, пока был на рынке «FERREXPO», жил и работал Измаильский порт. То сегодня, пока будет на рынке «FERREXPO», Измаильский порт не будет работать в прежнем объёме. Логистический маршрут сегодня через порт Южный и порт Констанция для компании «FERREXPO» более экономически эффективный. И на его возвращение в Измаил, наверное, не стоит рассчитывать.
            В который раз, хочется отметить, что современные реалии, требуют других подходов к транспортным  узлам, каким является Измаил (не буду допускать мысль, что уже являлся). В модернизацию и перепрофилирование порта совместно с  пароходством должны включиться все, и на всех уровнях властных структур. Пока есть ещё время и есть ещё ресурсы. Если мы ещё пару лет будем пребывать в таком  неопределённом состоянии, то в странах по реке Дунай мы окончательно потеряем все рынки сбыта, своих партнёров и потребителей продукции. В следствии  потеряем Измаил, как ворота Украины на Дунае. Хочется напомнить нашему, избранному народом, Президенту, что страны сегодня сражаются за рынки сбыта своей продукции. Ведут за это экономические войны. И ни один Президент так так легко не сдает интересы своего государства, как Президент Украины. На встрече в Брюсселе он заявил, о готовности предоставить внутренний рынок страны, дабы помочь выходу из кризиса экономики Европы. Полная капитуляция страны без единого выстрела. Всё это сделано в угоду собственных политических амбиций. Получить поддержку на очередных выборах. Хочу отметить не поддержку собственного народа, а поддержку европейских чиновников. На нас наверное уже не рассчитывают. А ведь только развитое производство страны позволяет ей не кормить чужую армию. Страна должна развивать свое производство, бороться за рынки сбыта своей продукции в других странах, а не отдавать свой. Нашим олигархам необходимо понять, не металлом единым «сыт человек», как они решили, и этим гордятся. А есть более технологичные производства, с более высокой добавочной стоимостью, а следовательно и более высоким уровнем жизни работающих. Не стоит окончательно превращать страну в сырьевой придаток Мира, где не нужен интеллектуальный труд. А наше Правительство, увы,  умеет лишь собирать, отбирать и делить. Не даром было создано Министерство «сборов или поборов».
            И, как ни печально, но вспоминаются слова Шарикова из «Собачего сердца» Михаила Булгакова. Где на вопрос, что Шариков вынес из переписки Каутского и Ленина, тот ответил: «Забрать всё у всех и поделить». Так поступает наше руководство. Собирает и делит. В зависимости от суммы отката. Как «гордились» ЕВРО – 2012. И итог? Это ещё раз говорит об убогости мышления и непонимании ситуации в стране. О безразличии к завтрашнему дню и судьбе потомков.
            Необходимо гордиться страной и её достижениями. Сегодня мы гордимся предками, которые с кровью осваивали Придунавье. Которые вспахивали целинные земли и с оружием в руках отстаивали интересы государства в этом регионе. И совсем не хочется, покинуть его без единого выстрела, оставив могилы и славу предков, в угоду чьих-то корпоративных интересов.





Комментариев нет:

Отправить комментарий