вторник, 11 июня 2013 г.

СПЕКТАКЛЬ ПОД МОТИВ ЗАКОНА О ПОРТАХ

«Величие государства не в том, чтобы любоваться своим великим прошлым, но в том, чтобы иметь свое великое настоящее и строить свое не менее великое будущее». Это слова персидского царя Дария, правившего в пятом веке до нашей эры. Так, лаконично и просто, он определил величие государства. Спросим себя, можем ли мы сегодня гордиться своим прошлым, имея свое великое настоящее и строя великое будущее? Вопрос, скорее всего, риторический. Да, история нашей страны дает нам на право гордиться своим прошлым. Наш вклад, как бы его сегодня ни приуменьшали, значителен в разгроме фашизма. Мы смогли преодолеть послевоенную разруху. Возродить экономику и освоить космос. Создать систему социальной защиты, которая стала примером для многих стран Европы.
Мы строили страну, экономикой которой пользуемся по сей день. Вместе с тем, мы умудрились за последние годы разрушить все, что создавали предыдущие поколения. Экономику, социальные, моральные и нравственные стандарты. Разрушить до основания. И продолжаем все разрушать. Сегодня мы создаем не государство, а монстра, который сам себя пожирает. Вся страна поставлена на службу чиновнику. Их огромная армия продолжает бездарно руководить, потребляя то, что создает своим трудом металлург, портовик, моряк, крестьянин… Все подобные процессы проходят зачастую в режиме схватки бульдогов под ковром, единственное желание которых - получить в Украине за копейку то, что на самом деле стоит рубль. То, что строилось целыми поколениями и к созданию чего они не имели и не имеют никакого отношения. Но зато они имеют отношение к принятию законов, которые позволяют им это делать с успехом. Дунайский морехозяйственный комплекс – наглядное тому подтверждение. То, что в настоящее время происходит, можно назвать одним словом – спектакль. Меняются руководители, декорации, действующие лица, краски на палитре, но суть остается. А суть любого спектакля в имитации реальности. Не требуйте от актеров героических поступков – они играют, как умеют, под мотивчик Закона о портах, с принятием которого обещаются стабильность и процветание. Еще в феврале прошлого года в Верховную Раду был внесен законопроект «О морских портах Украины». Он сразу же вызвал волну справедливой критики. Все прекрасно понимали, что стоит за его принятием, - скрытая приватизация. Закон должен был «де юре» закрепить то, что уже тогда было «де факто». Закрепить за определенными финансово-промышленными группами порты. Негодовали все - общественность, оппозиция, портовики. Но чиновник сделал свое дело. В мае закон был принят, невзирая на его несовершенство. Если вспомнить, тогда же, в мае, на собрании в Измаильском порту все – от народного депутата до руководителей местных органов власти и предприятий морехозяйственного комплекса – в один голос доказывали, что народ не понимает преимуществ закона, что от него будет только лучше. Только не уточнили кому. Заверяли, что никого сокращать не будут, а тех, кто хоть как-то возражал или пытался отстоять свое предприятие, называли неадекватными и продажными. Измаильчан методично и настойчиво убеждали и продолжают убеждать, что всему виной мировой кризис, из-за которого в порту резко упал грузооборот, а сокращения – просто-таки вынужденная мера. Хотя этот самый кризис практически никак не повлиял на работу других портов Украины, не говоря уже о румынском порте Констанца, который только неуклонно наращивает объемы грузопереработки. А ведь механизм происходящего был понятен всем мыслящим с самого начала: выдавливание любыми способами всех экспедиторских компаний. Кроме одной. Делалось все, чтобы обанкротить порт, подготовить его для "аренды" так называемому "генеральному инвестору". Иными словами, пошел процесс перераспределения морехозяйственного комплекса Украины. В ноябре чиновники пошли дальше – приняли постановление Кабинета министров Украины, в котором разрешили сдавать объекты морехозяйственного комплекса в концессию. Если согласно Закону о портах приватизация проводилась по остаточной балансовой стоимости тоже за копейки, то теперь практически даром, через концессию, на десятки лет. Далее. На прошлой неделе создана Государственная администрация морских портов, которая на себе замыкает все финансовые потоки. С одной стороны, государство говорит о развитии портов, с другой, лишает всех финансовых возможностей для этого. Следующим шагом будет создание государственных стивидорных компаний, которые возьмут в аренду портовый комплекс. Для Измаила этот шаг фактически полностью завершит процесс банкротства. Что ожидает не только портовиков, но и всех горожан, никого, судя по всему, не волнует. Молчат местные органы власти, которых не интересует, каким образом еще недавно процветающее предприятие превратилось в нищенку на паперти? В общем, особых препятствий новым менеджерам в осуществлении их губительной для региона политики, кроме последовательных действий независимого профсоюза Измаильского порта, нет. А когда нет внешних ограничителей, то начинается безудержная экспансия. Цель, как известно, оправдывает средства, и в ход идут все приемы – от былых обещаний высоких зарплат и запредельных объемов грузопереработки до недавно объявленного министром инфраструктуры Козаком моратория на сокращение работников в морских портах и тех предприятиях, где будут проходить реформы. Несмотря на это, сотрудников Измаильского морского торгового порта продолжают увольнять. Стало известно, что 19 марта подписан приказ о сокращении еще 144 работников. Нетрудно догадаться, что мораторий – лишь один из испытанных приемов «замыливания глаз», направленный на смягчение настроения портовиков перед наступающим разрушением структуры всех портов. Более того, украинские нувориши сегодня настолько пресытились, обленились, ничего нового не строя, не изобретая, а лишь «кромсая» доставшийся на халяву пирог, и взлетели куда-то на небеса, что дела, происходящие на земле, их уже не интересуют. Действительно, зачем напрягаться, ведь все прекрасно: имущество разворовывается либо разрезается на металлолом, значит, надо полагать, поступления в личные бюджеты происходят регулярно. Короче, жизнь у людей удалась, мечта сбылась - дорваться до корыта и успеть «нацарюваты», а тут какой-то народ со своим болячками… Ясно одно – наш богатый и перспективный край приходит к полной разрухе. Но оказывается, что это для нас он такой, это мы его себе таким придумали. Для тех же, кто сегодня у власти, край не стратегический, здесь нечего развивать и строить, и об этом на днях было открыто заявлено губернатором области. А посему все имеющиеся областные средства идут на поддержание Одессы, а остальным остаются жалкие крохи. Наши областные депутаты от Придунавья, за исключением В.М. Страшилина, молчат и даже не пытаются высказать свое мнение. Похоже, его у них нет, как нет и стратегии, куда двигаться, как развиваться. Их все устраивает, да и «дунайский коридор», как выразился г-н Каськив, глава Госинвестпроекта, дело бесперспективное, Зачем напрягаться и развивать транспортный коридор, который в любой мало-мальски цивилизованной стране приводит к экономическому расцвету региона? Это ж работать надо, а смысл? Зарплата и так идет. Проще «дунайский коридор» объявить нерентабельным и заложить его кирпичом. Зачем вам, бессарабцам, железная дорога, развивающиеся порты, современные автомобильные развязки? Вы лучше делайте вино, брынзу, варите каварму, ловите рыбу – авось, как-нибудь выживете… Налицо неприкрытый государственный рэкет, по-другому это не назовешь. Между тем мы не оставляем надежды на возобновление работы на Дунае. Сегодня новым спасательным кругом стал металлургический комбинат в Смедерево в Сербии. Радует одно: мы посмотрели на рынок балканских стран. Но снова-таки возникают вопросы. Пойдут ли поставки сырья через наш порт и насколько длительным будет этот процесс? Ведь сегодня, ведя переговоры с комбинатом, я понимаю, что основная проблема не в начале работы комбината, а в сбыте продукции комбината. А сегодня его нет. И мы вновь можем обмануться в наших надеждах. Повторить свойственную нам ошибку, которая заключается в отсутствии разнонаправленности поставок и альтернативный векторов работы, которые бы гарантировали стабильность деятельности порта, вне зависимости от колебаний рынков. Меня многие спрашивают, что будет дальше и можно ли что-то изменить. Буквально на днях попалась на глаза статья двухлетней давности, где дважды экс-глава Государственного департамента морского и речного транспорта Владимир Работнев говорит о губительных для отрасли последствиях реформы и принятия Закона о портах. По его мнению, слишком уж неправдоподобно перспективным для отрасли был указ о реформе. Т.е. вся ответственность – государству, все заработки – олигархам. «После уничтожения кадрового костяка отрасли, даже опомнившись, государство не сможет воссоздать его в сжатые сроки, - говорится в статье. - Кроме того, под нож, скорее всего, пойдут все вспомогательные структуры, чья роль не отражается непосредственно звонкой монетой: Отрасль состоит не только из крупных и успешных предприятий. Есть еще много НИИ, служб безопасности судоходства и охраны труда - все это погибнет сразу. Пойдет прахом и социалка – с капиталистическим эгоизмом, снобизмом, абсолютным безразличием к судьбам тех, кто этой отрасли служил и ею жил…». В общем, благоприятной развязки ситуации эксперты не предвидели. По крайней мере – в обозримом будущем. А возможным оно станет, по их мнению, не раньше, чем государство пересмотрит свое отношение к морской отрасли, когда власть поймет, как много государство недополучает из-за ее “батрацкого” положения. Как в воду глядели… Что же касается возможности перемен к лучшему, я, как ни странно, не могу однозначно ответить на этот волнующий всех вопрос. Можно ли что-то поменять в стране, где конституция меняется с периодичностью возникновения потребности у тех, кто при власти? Где пригодные для езды дороги и проекты развития того же Придунавья существуют лишь в отчетах чиновников? В стране, где грань общественной морали измеряется количеством барышей и краткосрочных преференций? А тем временем наш паровоз летит вперед, над пропастью. Тормоза отказали уже давно. Поэтому, чтобы выжить, просто давят на педаль газа. Чем все это закончится? Громким ударом о каменную стену? Не хотелось бы. Морская отрасль стала еще одним примером построения «вавилонской башни», когда низы не могут, верхи не хотят, а достойной элиты, способной определить вектор развития, нет. Как ни прискорбно, Измаильский порт уже не возродить в том виде, в каком он был. С другой стороны, это может быть и положительным моментом - заставит нас думать по-другому. К примеру, развивать другие направления работы, добиваться необходимых для этого условий. Создать программу развития не только порта, но и города, в разработке которой, считаю, должно принять участие и Министерство инфраструктуры Украины. Изменить все не только можно, но и нужно, причем изменить кардинально и решительно. Главное - есть неприятие настоящего и готовность идти к будущему с вменяемыми людьми, понимающими ложное и лживое содержание современных режимов. Перемены всегда даются нелегко, на то они и перемены. Нужно не столько сломать систему (винты в системе менять бесполезно), сколько изменить ее. Для избегания затопления не следует выстраивать дамбы или засыпать песок, достаточно только изменить направление русла реки…

Комментариев нет:

Отправить комментарий