суббота, 2 сентября 2017 г.

«История — это союз между умершими, живыми и еще не родившимися». Эдмунд Бёрк.

"У каждой эпохи свои изъяны, которые прибавляются к изъянам более ранних эпох; именно это мы называем наследием человечества" - Генрих Гейне.
История вещь весьма упрямая. О ней можно много говорить и спорить. Её можно избирательно изучать в формате «истории ВКП(б)», а можно просто не изучать принимая мифы за реальность. Чем красочнее исторический миф, чем больше он подходит под историческую правду существующей власти, тем история «достовернее» в глазах народа. Удивительно, но народ смотрит на историю глазами любой власти, совершенно не задумываясь над реальными событиями. Какая бы власть не пришла им править, народ рассматривает историю с его точки зрения. В большей степени это происходит в силе собственного невежества масс, которым проще поверить власти, чем исторической реальности.
Но история в нашей жизни имеет одну особенность. 
История это наше прошлое. И под каким бы углом зрения мы её не изучали, она останется нашим прошлым. Неизменным прошлым. Пусть оно будет прекрасным или трагичным, но это наше прошлое, что сегодня уже не имеет сослагательного наклонения.
Но к большому сожалению, в настоящее время в оценке исторических событий в большей степени руководствуются пропагандой, чем исторической достоверностью. Как говорил великий мастер пропаганды Йозеф Геббельс: «Пропаганда всегда обращена только к массам, а не к интеллигенции, поэтому ее уровень должен ориентироваться на способности восприятия самых ограниченных среди тех, на кого она должна повлиять». Вот и превращают нашу историю в пищу для умственно отсталых, где факты представляют собой набор  второстепенных дат вписывающихся в общую концепцию исторической реальности определённой властью. Тем временем эта реальность намного разнообразнее и сложнее. Зачастую она противоречит исторической линии определённой «историей ВКП(б)».
Во время Первой мировой войны, к августу 1914 года только во Львове оказалась около 2000 узников галичан русинов. В результате активной деятельности властей Австро-Венгрии мест в тюрьмах не хватало.
И тогда австро-венгерские власти создали первые в Европе концентрационные лагеря Талергоф в Штирии и Терезин в Северной Чехии. Эти концлагеря были предвестниками нацистких концлагерей Дахау, Освенцима, Треблинки... На воротах ведущих в лагерь ещё не было написано - «Jedem das Seine», но принцит етнического превосходства уже присутствовал.
Концентрационный лагерь «Талергоф» был сформирован властями Австро-Венгерской империи в первые дни Первой мировой войны. Располагался этот лагерь в песчаной долине у подножия Альп, возле Граца, главного города провинции Штирия. Это один из первых концентрационных лагерей в мировой истории XX века и первый в Европе.

Сюда были депортированы жители Галиции и Буковины, в основной своей массе русины и симпатизирующие или заподозренные в симпатии к Российской империи. Первую партию галичан и буковинцев пригнали в «Талергоф» солдаты грацского полка 4 сентября 1914 года.
До зимы 1915 года в «Талергофе» не было бараков. Люди лежали на земле под открытым небом в дождь и мороз.
В официальном рапорте Шлеера от 9 ноября 1914 года сообщалось, что в Талергофе в то время находилось 5700 русинов.
Из этого числа около 1915 человек (по другим данным до 5 тысяч) были лемки из 151 деревни на Лемковщине.
Как вспоминал один из заключённых концентрационного лагеря «Телергоф», Александр Маковский европейский гуманизм предоставлял мало шансов на выживание:
«За малѣйшую оплошность кололи на смерть. Ежедневно утромъ лежало подъ бараками по нѣсколько окровавленныхъ труповъ…
Помню, какъ однажды закололъ солдатъ одного крестьянина возлѣ котла во время раздачи обѣда. Давка была невозможная. Нажимавшіе сзади и толкнули переднихъ и такимъ образомъ человѣческая волна заколыхалась.

Ближайшій изъ арестованныхъ стоявшій рядомъ съ карауломъ нехотя толкнулъ солдата, за что пришлось ему заплатить жизнью…
Иной разъ былъ я свидѣтелемъ подобнаго случая, разыгравшагося подъ баракомъ. Солдатъ нанесъ закутому въ цѣпи политическому 13 колотыхъ ранъ, и тутъ же бросилъ его на солому, на произволъ судьбы». Вот вам и история.
Думаю важны свидетельства и других свидетелей того времени. Так депутат австрийского парламента, чех Юрий Стршибрны отметил в своей речи 14 июня 1917 года, что имеет сведения от 70-ти заключенных, что в «Талергофе» умерло 2000 человек. Депутат того же парламента, поляк Сигизмунд Лясоцкий лично собрал ведомости о «Талергофе» на месте и в своей речи 12 марта 1918 года сказал, что в «Талергофе» до 20 февраля 1915 года лежало 1360 тяжело больных, из которых 1100 умерло в страшных условиях. В то время 464 человек заболело тифом.
В течение полутора лет умерло 15% талергофцев, т. е. свыше 3000 галичан и буковинцев.
Всего через «Талергоф» с 4 сентября 1914 года по 10 мая 1917 года прошло не менее 20 тысяч галичан и буковинцев. Так только в первые полтора года погибло около 5 тысяч заключённых. По данным открытых исторических источников, 3800 человек были казнены только за первую половину 1915 года.
Лагерь был закрыт в мае 1917 года по распоряжению последнего императора Австро-Венгрии Карла I. Что удивительно, но в своем рескрипте от 7 мая 1917 г. Карл I написал: «Все арестованные русские невиновны, но были арестованы, чтобы не стать ними», тем самым Карл I признал, что действия австро-венгерских властей были направлены против целой этнической группы. А не против преступников.
Бараки на месте лагеря простояли до 1936 года. Когда их сносили, было эксгумировано 1767 тела бывших заключённых, которые впоследствии перезахоронили в общей могиле в ближней австрийской деревне Фельдкирхен.
В настоящее время на территории бывшего концентрационного лагеря «Талергоф» находится аэропорт Грац-Талергоф.

«История – сокровищница наших деяний, свидетельница нашего прошлого, пример и поучение нашего настоящего, предостережение для будущего». Мигель де Сервантес Сааведра.

Комментариев нет:

Отправить комментарий