«Чем больше власть забирает, тем
меньше отдает».
«Чем больше власть забирает, тем меньше отдает». Сегодня уже не помню
кому из великих принадлежат эти слова. Но с горечью признаю, что они правы. У
нас забирают, и в замен мы не получили ничего. С середины 90-х у нас забрали
шахты, рудники, сахарные заводы. В начале 2000-х, очередь дошла до
меткомбинатов, коксохимов, остатков химической промышленности. И вот сегодня на
очереди транспортная инфраструктура, порты и самый ценный диамант – земля.
Земля,
которая всегда принадлежала тем, кто на ней жил, кто обрабатывал её. Для кого
земля вся жизнь, которая досталась от отцов и должна быть передана детям. Но
сегодня нас лишают этой жизни, нагло и бесповоротно.
Земля, это всё что ещё у нас осталось, но что
так хотят у нас забрать. Власть упрямо продолжает разбазаривать наше общее достояние —
украинскую землю. Пока на словах, поскольку отсутствует законодательная
база. Но то, что торги землей неотвратимы, ясно, как Божий день.
На исходе 2011
года Верховная Рада выполнила ставшую уже традиционной процедуру по продлению
моратория на торговые операции с землей сельскохозяйственного назначения.
Согласно принятому закону, до 1 января 2013 года сельхозугодья не подлежат
отчуждению, также не может меняться их целевое назначение. Обоснование тому
тоже традиционное - отсутствие надлежащей законодательной базы, регулирующей
отношения на рынке земли. За оставшийся год нашим законодателям предстояло ее
подготовить. Парламентарии, не заставили себя долго ждать. Они смогли
подготовить ряд Законов, которые предусматривают регулирование рынка земли.
Сегодня
некоторые парламентарии предлагают продавать угодья даже иностранцам,
пренебрегая при этом положениями Земельного кодекса и интересами крестьян.
Оно и понятно: у каждой финансовой группы есть свои хозяева.
Им абсолютно безразлично, что почти 80% украинских крестьян против продажи
земли не только чужеземцам, но и своим латифундистам.
Но депутатскую инициативу провести всенародный референдум относительно
купли-продажи кормилицы парламентский комитет по вопросам аграрной
политики и земельных отношений отклонил, потому что подобное мероприятие,
видите ли, не предусмотрено Земельным кодексом. И Комитет Верховной
Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений подал проект закона
№9001-д "О рынке земель". В декабре 2011 он был принят в первом
чтении. К декабрю 2012 года, депутаты предусматривают принятие закона в целом,
с учётом ряда поправок и дополнений. Впрочем, законы — не динамомашина, которая будет
раскручивать земельный рынок и всё сельское хозяйство Украины. Генераторами
должны выступать люди которые работают на земле, обрабатывают её. Но для работы на земле необходима современная
техника, оборотные средства позволяющие производить сами работы. Кто из
крестьян сегодня в состоянии самостоятельно обрабатывать землю. Таких единицы.
В основном пятая часть всех паев находится у других собственников,
в чьих руках оказалось свыше 5 млн. га земли. Самое страшное
если данная ситуация с до конца не оформленными продлится,
то в течение ближайших десять лет путем наследования, других
разрешенных действий еще треть наших угодий сменит собственника. Далеко
не крестьянского рода… И это реальность. Таким образом, в одних руках
могут сконцентрироваться огромные пахотные земли. Что поставит ещё больше на
грань нищеты, тех, кто живёт на земле, кто её обрабатывает. Хочу привести
пример.
Во Франции,
например, максимальная площадь земли в одних руках составляет 125 га,
в Испании — 250, Венгрии — 300, Польше — 500,
в США — 800 га. Наши законодатели замахнулись на 1500
и 2100 га. При этом законопроекты не ограничивают площадь земель,
которые могут сдаваться в аренду.
Следовательно,
оба законопроекта ориентированы на создание или развитие сверхкрупных
хозяйств, на концентрацию земельной собственности, что приведет
к дальнейшему разрушению сельской поселенческой сети и к обезземеливанию
крестьянства. Чтобы передать 2100 га в собственность, нужно,
по сути, отобрать землю у 525 крестьянских хозяйств (при среднем
размере пая 4 га). Такая вот у нас реальность. А как экономически или
организационно сформировать хозяйственные структуры, об этом в обоих
законопроектах нет и намека.
На
прошлой неделе, депутаты, уже приняли Закон о Земельном Банке. Он
предусматривает создание Государственного Земельного банка. Я не буду
анализировать его противоречия с законом о Банковской деятельности. Это не к
сегодняшнему материалу. Хочу отметить лишь небольшой факт, Земельный банк будет
предоставлять кредиты под 5% годовых. Хочу задать небольшой вопрос, сможет ли
получить, небольшое фермерское хозяйство, кредит под такой выгодный процент под
свой небольшой пай, для дальнейшего своего развития. Нет. Не сможет. Прежде
всего у него не будет админресурса для лоббирования своего интереса, и второе,
его хозяйство будет слишком маленьким, для обеспечения залога по кредиту. И
вновь, банком будут пользоваться избранные. У кого будет земля, техника. Они и
дальше будут богатеть. И мы с Вами будем вынуждены продавать свою землю. И идти
обрабатывать её уже к чужому собственнику.
Немаловажный
фактор и оценки земли. В последний раз
мы оценивали сельскохозяйственные угодья в Украине в 1995 году. И хотя по закону обязаны
пересматривать нормативно-денежную оценку каждые пять-семь лет, игнорировали
этот процесс. Наверное, специально. С того времени изменились
экономические условия, исчезли хозяйства, статистическую информацию
о которых использовали при расчете величины рентного дохода
от выращивания зерновых культур. Существенно изменились эффективность
землепользования в связи с реформированием собственности
на землю, технологии производства продукции, уровень применения удобрений,
особенно органических. Сформировалась иная организация производства,
ухудшился уровень плодородия почв.
Сейчас
опомнились: у нас самая низкая оценка земли в Европе! При наиболее
ценных почвах… Выход предложило Государственное земельное агентство (бывший
Госкомзем): за основу взять оценку пахотных земель 1995 года
и умножить ее на коэффициент в размере 1,756. Таким
образом, нормативная оценка пашни вырастет с 11,8 тыс. грн. до 19,9
тыс. за гектар. Вроде бы все правильно. Но при определении этого
коэффициента разработчики не учли… расходы на единицу
сельскохозяйственной продукции, кардинально изменившиеся за почти
15 лет. Тем более нам нужна не константа в пределах Украины,
а оценка конкретных угодий (участков), которые станут объектами земельного
рынка.
Причем
коэффициент, предложенный Госземагентством, применяется исключительно для
пашни, а оценка многолетних насаждений, покосных лугов, пастбищ осталась
неизменной. И это при том, что оценка многолетних насаждений
в среднем в 3,8—4 раза выше оценки пашни. Такая вот реальность со
стоимостью нашей земли. Налоги мы будем платить исходя из нормативной
оценки своего пая, а продавать согласно экспертной — по той
цене, которую назовет специалист. Как следует из практики, она всегда ниже
нормативной. Это и будет заставлять нас к продаже земли.
Необходим
также общественный контроль землепользования. И этому есть опыз в других
странах. В Российской Федерации действует государственный, муниципальный,
общественный и производственный земельный контроль. Общественный контроль
осуществляют органы общественного самоуправления, другие общественные
организации (объединения), граждане. Их деятельность направлена, прежде
всего, на обеспечение прав и законных интересов граждан, юридических
лиц, а также на соблюдение требований относительно использования
и охраны земель.
В большинстве
стран Восточной Европы земля является объектом правовой охраны как единое
целое, как общенародное благо, что закреплено в конституциях
и специальных законах (Польша, Венгрия, Румыния). В странах Западной
Европы контроль над землепользованием является неотъемлемой составляющей
экологического и социального права.
Общественный
контроль в этих странах осуществляется еще на стадии проектирования,
когда общественные объединения знакомятся с информацией
о планировании типов землепользования, вносят свои замечания
и предложения.
Необходимо разработать проект закона «Об общественном контроле над использованием
и охраной земель». Без участия широких масс и прозрачности рынок земли
может превратиться в самый настоящий «базар».
Слишком
болезненный вопрос земли. И необходимо подойти к нему со всей ответственностью
предоставив социальные гарантии, заботу о тех, кто трудится и обрабатывает
землю. Если мы сегодня этого не поймем, завтра мы будем кушать импортные
продукты, овощи, фрукты. И вкус родных фруктов сможем передавать только в
легендах и сказаниях.
«Законы бесполезны как для
хороших людей, так и для дурных: первые не нуждаются в законах, вторые от них
не становятся лучше». Демокрит
Комментариев нет:
Отправить комментарий