воскресенье, 1 сентября 2013 г.

"Из-за фейков украинские СМИ могут превратиться в мусорник". А.Шарий.

Fake - от японского «фальшивка». Сообщение в СМИ, являющееся ложью, подделка новости
В последнее время отечественные СМИ заполонили подобного рода «новости». Грешат размещением фейков не только сайты, традиционно считающиеся «вонючками», но и вполне уважаемые ресурсы.
Последним фейком, который появился на страницах одного из самых популярных сайтов Украины – «Корреспонденте», стало сообщение от 29 августа об отношениях Моники Белуччи с бывшим владельцем Черкизовского рынка Тельманом Измайловым.
«Новость» вывесили на главной, в качестве доказательства предоставили и фото, на которых Белуччи на самом деле снята в компании азербайджанца.
Минимальной проверки хватило бы, чтобы понять: фотографии, на которых звезда кино красуется под ручку с бизнесменом - это фрагмент фотосессии, отснятой еще четыре года назад на церемонии открытия гостиницы «Мардан Палас». 


Однако никто информации не проверил, сообщение попало в новостные ленты. 

За день до этого, 28 августа, ряд отечественных изданий, включая такие киты медиа, как «Украинская правда», распространили информацию о том, что с сайта «Интерпола» пропала анкета Петра Мельника. Первоисточником «новости» стал сайт «Комментарии», журналист которого и выявил пропажу.


В качестве доказательства прилагался скриншот с сайта «Интерпола», на котором экс-ректор налоговой академии красовался с улыбкой на лице в списке разыскиваемых преступников. 


Даже беглого сравнения с анкетами, размещенными на сайте международной полицейской организации, достаточно, чтобы понять - перед нами фальшивка. Причем, фальшивка чрезвычайно невысокого качества.

Совершенно не соответствуют оригиналу размеры и размещение логотипа «Интерпола», под именем и фамилией не сообщается о преступлениях, совершенных данным лицом, а сами имя и фамилия написаны с ошибкой. На сайте всегда первой пишется фамилия, потом следует запятая, а потом уже идет имя. 


При этом никто не удосужился проверить данную информацию, никто даже не заглянул на сайт «Интерпола», и фейк, слепленный журналистом издания, попал в новости.
Обратите внимание на подачу новости: «с сайта исчезла анкета Мельника». То есть читатель ставится перед фактом – анкета там была. Безусловно, это неправда, данные Мельника никогда не находились на сайте, что послужило причиной нескольких вопросов к руководству МВД в свое время.
Совсем недавно откровенный фейк – новость о признании ЮНЕСКО гимна Украины лучшим в мире, был перепечатан более чем сотней изданий! Среди них вполне уважаемые и рейтинговые. 

Что заставляет сайты распространять абсолютную чепуху? В чем причина появления на главных страницах СМИ новостей о медведях Власенко или о медведе, до полусмерти избитом пьяными россиянами в Национальном парке Татр?
Новость о медведе, кстати, сначала появилась в российских медиа, потом была скопирована СМИ украинскими со ссылкой на россиян. Те же, в свою очередь, ссылались на «западные СМИ», где информации об избитом медведе не было в помине.
Неужели сотрудники отечественный интернет-сайтов не в состоянии минимально включить мозг и подумать - а ВОЗМОЖНО ли такое избиение? После того, как мыслительный процесс приведет к однозначному выводу о невозможности подобной схватки, неужели нельзя найти первоисточник? А связаться с польской стороной можно? Чисто теоретически?
Нельзя! Потому что главной задачей новостника любого ресурса является БЫСТРОЕ размещение новости, максимально быстрое, чтобы последующие копипастеры ссылались уже на этот ресурс. Так распространяются новости о поисках кота Дмитрия Медведева, о беременности жены Путина, о миллиардном штрафе «Самсунг», выплаченном пятицентовыми монетами.
Казалось бы – прежде чем писать о тридцати грузовиках, нанятых южнокорейской корпорацией для выплаты миллиарда долларов, можно было хотя бы прикинуть – какой объем металла представляет из себя такая гора монет. Впоследствии блогеры подсчитали – около 3 тысяч грузовиков понадобилось бы для подобного рода операции. Но считать и прикидывать недосуг. Срочно в номер!
Напоминает рекламу йогурта «Президент», где барышня, опоздавшая на планерку, заявляет, что она обедала с президентом. А главред тут же:
- Срочно в номер!
Кстати, не показано в рекламе, что с барышней случилось впоследствии, когда фейк раскрылся. Хотя, что случается с сотрудниками СМИ, допускающими попадание на главные страницы фальшивок о платных туалетах в украинских поездах или «новостей» о запрете в Голландии фильма «Гостья из будущего»? Ничего. Работают дальше.
Как трудятся на своих местах редакторы тернопольского новостного интернет-издания «Погляд», 29 августа пустившие утку о провалившемся под асфальт микроавтобусе.
Они не просто пустили эту утку, они ее сделали – сфотошопили автобус, придумали детали происшествия, которого не было… 


Поразительное объяснение дано этому фейку – «мы хотели проверить, сколько изданий перепечатают фальшивку». «Погляд», повторяю – новостное издание!

Фейки бывают разного типа – от совершеннейшей ахинеи до чего-то, более или менее имеющего под собой основания. Но от этого ложь, которая бездумно тиражируется изданиями, не перестает быть ложью! Яркий пример – информация о деле «учительницы» Нины Москаленко.
Кто-то когда-то запустил утку о том, что «квартира в доме принадлежала предкам Москаленко с пятидесятых годов прошлого века». Причем, насколько я понимаю, эта ложь была записана со слов самой Москаленко. После этого сто раз уже информация «обновлялась», и была неоднократно обнародована дата появления Москаленко в доме на Печерских холмах – «конец 80-хх». И что? И ничего!
Ложь продолжает гулять от сообщения к сообщению, равно как и многие другие небылицы, рассказанные «учительницей».
Вспомните дело Оксаны Макар. «Изнасиловали студентку!» И понеслось, не только в украинских, но и в российских СМИ, включая телевизионные – «студентку!»
«Изнасиловали мажоры!» Полетела новость о мажорах. Причем, один из мажоров работает слесарем, второй – охранником в супермаркете, третий – юристом в доме культуры.
«Сын прокурора!» Это о Погосяне, сыне разнорабочего-заробитчанина. Начали тиражировать фейк о сыне прокурора…
Вспомните «жучок», якобы обнаруженный в квартире журналиста газеты «Експрес». После сообщения о том, что «прибор» передан «дипломатическими каналами» на «международную экспертизу» в январе текущего года, о «приборе», равно как и о журналисте – ни слуху, ни духу.


Какую ответственность понесло издание за эту самопиарную фальсификацию, подхваченную ведущими ресурсами страны? Никакой.
Таких примеров – тьма. Доверие к СМИ падает. Падает катастрофически. Если раньше можно было сослаться на газету или сайт, как на авторитетный первоисточник, то теперь утверждение «это напечатало издание…» звучит весьма зыбко.
Решением проблемы может быть только наказание. Наказание сотрудников, не проверяющих информацию. Наказание журналистов, клепающих фейки в угоду скоротечному рейтингу. Наказание издания путем выдвижения претензии со стороны Союза журналистов или иных профессиональных объединений. 

В противном случае, украинские СМИ рискуют превратиться в мусорник, где среди завалов непроверенной и лживой информации нельзя будет найти ничего путного. 




Комментариев нет:

Отправить комментарий