Как часто можно услышать слова: «Нам от СССР досталось великое богатство». Вот металлургия – это как раз такое богатство, но очень спорное богатство. Металлургия действительно является базисом нашей экономики.
На территории Украины действительно находятся крупные, даже по мировым масштабам, металлургические предприятия. Но износ основных фондов наших металлургических предприятий составляет 60-70%. На данный момент в Украине сверх нормативных сроков эксплуатируются 89% доменных печей, 87% мартеновских печей, 26% конвертеров, почти 90% прокатных станов, 54% коксовых батарей. В Украине 30% металла выплавляется в мартеновских печах. Это технология даже не двадцатого века, а девятнадцатого. В мире сейчас с помощью мартеновских печей выплавляют 2% стали, а в 2015 году ожидается, что эта доля уменьшиться до 1%. В ЕС, куда мы так стремимся, от использования мартенов полностью отказались почти два десятилетия назад, перешли на конвертеры и электросталеплавильные печи. Вот такой он, «подарок от СССР».
В Украине доля непрерывной разливки стали в общем объеме ее выпускасоставляет немногим более 40%, в то время как в Германии – 98%, в Японии – 100%. К сожалению, большая часть выпускаемой в Украине металлопродукции это полуфабрикаты, катанка и арматурная сталь, т.е. продукция с низкой добавленной стоимостью. Следовательно, Украина не только экспортирует металлы, но и импортирует, потому что приходится закупать за границей многие виды металлопродукции, которые просто невозможно произвести в Украине.
На территории Украины находится 6% всех мировых запасов железной руды. В этом хотя бы можно нас поздравить. Во многом создание металлургической базы в Украине и было обусловлено наличием больших запасов железной руды, а раньше еще и каменного угля. Но, к сожалению, в Украине содержание железа в сырой руде 30-40%, тогда как, например, в Австралии 60-70%. Как результат: среднее содержание железа в доменной шихте украинских металлургических предприятий – 55,5-56,8%, а на зарубежных металлургических заводах – 65-67%. С углем тоже Украине не очень везет. Уголь для коксования, который добывается в Украине, содержит 2-2,3% серы, около 36% золы, и его использование в шихте металлургии невозможно без добавки импортного угля, где меньше серы и золы.
О том, что наши металлургические предприятия имеют энергозатраты в 1,5 раза большие, чем в странах ЕС, уже много раз говорили. Можно только дополнить, что выработка металла на одного работающего в Украине в 4 раза меньше, чем в Японии и других развитых странах.
На основании всех этих фактов можно было бы сделать вывод, что возможно стоит свернуть нашу металлургию, тем самым ликвидировать неэффективное производство и переключиться на другие виды бизнеса.
С точки зрения теории или точнее простых математических расчетов, действительно, можно сделать вывод, что металлургия Украины это «чемодан без ручки». Но вот только один факт: металлургия обеспечивает формирование ВВП на 20-25%. Экспорт металла обеспечивает больше всего поступлений валюты в страну. И самое главное, на металлургических предприятиях работают тысячи украинцев, а отдельные предприятия являются чуть ли не главными предприятиями целых регионов. Просто так закрыть неэффективные металлургические предприятия легко на бумаге и сложно в реальной ситуации. Даже простая реконструкция металлургического предприятия ведет к увольнению работников, и начинаются проблемы уже социального характера, которые не всегда можно решить с помощью калькулятора.
Что же делать? Ответ, во многом понятный: не нужно изобретать велосипед, стоит взять за основу хотя бы опыт Турции, которая будучи ассоциативным членом ЕС, реконструировала свои металлургические предприятия за счет европейских денег. Украина тоже надеется, что договор об ассоциации с ЕС позволит украинским металлургическим олигархам заполучить инвестиции из ЕС для реконструкции своих заводов и обзавестись технологиями 21 века. Идея реконструкции уже частично начала реализовываться, т.к.после повышения цен на газ, целый ряд наших металлургических предприятий были реконструированы с целью уменьшения энергозатрат. Но это только начало, нужна более глубокая реконструкция, которая должна оставить в Украине небольшое количество технологичных металлургических предприятий, где вместо мартеновского производства будут использоваться конвертеры и электросталеплавильные печи.
Но реконструкция бессмысленна, если не обеспечить сбыт этой продукции. Так сложилось, что внутреннее потребление составляет только 20% всего произведенного украинскими компаниями металла, остальная часть металла идет на экспорт. Это приносит валюту, но делает экономику Украины очень уязвимой от мирового рынка металла. Хотим того, или нет, необходимо обеспечивать рост спроса на внутреннем рынке, для того, чтобы нашим олигархам было выгодно, хотя бы что-то делать со своими заводами. А для этого, кроме переориентации на выпуск новой металлопродукции, нужно стимулировать спрос на металлопродукцию, которая массово производится сегодня.
Для того чтобы стимулировать внутренний спрос на металл, есть два реальных пути, которые во многом зависят от действий руководства страны и хорошей воли наших металлургических олигархов. Первый путь, это государственное финансирование строительства, желательно строительства жилья, и еще раз жилья. Это даст стимул для увеличения производства металла для строительных структур. А новые строительные технологии требуют как раз много строительной арматуры, которую украинская металлургия умеет делать. Тут, как говорится, сразу решаются две проблемы: количество жилья увеличивается в Украине, и металлурги получают новые заказы. Второе направление стимулирования потребления металла в Украине, это активизации работы наших машиностроителей. Вот тут сложнее. Нужно в некоторых случаях радикально менять производство, чтобы можно было поставлять металл того ассортимента, которыйнуженмашиностроителям. Для этой цели можно было бы частично стимулировать за счет государственных преференций производство новых видов металла в Украине и в то же время, в рамках законодательства ВТО, ограничивать импортаналогичного металла. Как вариант, было бы целесообразно сделать государственный фонд металла, что-то наподобие зернового фонда, куда можно было бы закупать металл для использования его на машиностроительных предприятиях, которые выполняют госзаказы. Такой себе запас металла, который используется для государственных нужд. Россия аналогично поступила со своими металлургами, закупая металл для реконструкции российских железных дорог.
Договор с ЕС может решить многие вопросы, но если этого захотим мы сами. Договор не «манна небесная», но это тот инструмент, который позволяет делать реальными такие вещи, о которых раньше можно было только много говорить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий