понедельник, 4 ноября 2013 г.

«Заблуждения радостны, истина страшна». Альберт Камю. Часть I.

«О власть с ее взглядом Медузы! Кто однажды заглянул в ее лицо, тот не может более отвести глаз: он остается зачарованным и плененным. Кто хоть раз испытал хмельное наслаждение власти и повеления, не в состоянии от нее отказаться». Эти слова принадлежат австрийскому писателю Стефану Цвейгу. Действительно в истории практически нет случаев, когда правитель самостоятельно смог отказаться от пьянящего наслаждения властью.
Хотя нет, можно вспомнить на мой взгляд не более двух-трёх исключений. На память прежде всего приходит, история римского императора Диоклетиана. Когда в IV веке после тяжелой болезни жесткий и расчетливый правитель совершил небывалый поступок того времени: отказался от власти и уехал на маленькую ферму на берегу моря. На мольбы сенаторов вернуться в Рим он отвечал: «Ах, если бы вы видели, какую капусту я вырастил, вы бы не звали меня обратно»… Второе исключение, это история полная загадок жизни и смерти Императора Российской империи, - Александра I. Он «умер» в Таганроге в 1825 году при весьма загадочных обстоятельствах. И это дает право потом многим связывали с ним жизнь старца Федора Кузьмича. Всё это породило множество разговоров о добровольном отречении императора Александра I от власти и дальнейшей жизни в затворничестве. Ещё можно вспомнить его потомка, Николай II который добровольно отрёкся от власти. Но его судьба ещё более печальна и трагична. Наверное это единственные общеизвестные случаи в истории, когда правители самостоятельно отказались от власти и политической жизни.

Ведь не для того берут власть в свои руки, чтобы потом её добровольно отдавать. Зачастую она слишком дорогой ценой достаётся правителю, чтобы от неё отрекаться. Да и правители, вошедшие на пик властного Олимпа, по пути теряют все нравственные и моральные качества. И там уже не до сантиментов по отречению от власти. Пьянит уже сама борьба за удержание этой власти, которая даёт безграничную власть над народом, экономикой, судьбами людей и странами.
Вот и у нас, за свою непродолжительную историю, которая немногим больше двадцати лет, кроме как бескомпромиссной борьбы за власть и вспомнить то нечего. Четверть века прошло в постоянной борьбе за власть. При этом, каждый в этой борьбе, преследовал свои меркантильные интересы. С успехом прикрываясь то гласностью, то ростом национального самосознания, то построением так называемой «либеральной» экономической модели. А по факту, страна уже четверть века растаскиваем свою экономику по частям. А вновь пришедшие к власти политики, начинают новый передел всего её имущества, где власть используют, как самый главный инструмент во всём этом переделе. Под это и выстроили всю структуру власти, её управления и контроля. Казалось бы двадцать лет, срок совсем не большой. Для истории действительно, это - «миг, между прошлым и будущим», но для нас, это жизнь целого поколения. Это миллионы судеб.

Сегодня прошёл уже год, с того момента когда мы избрали своих представителей в законодательный орган страны. Седьмой созыв Верховной Рады. Год «бурной» её деятельности поражает. И работоспособность поразительная. Даже не стоит приводить статистику, важен результат по факту, - состояние экономики и социальной сферы. Власть создала иллюзию успеха, рекламируя его через СМИ. А для нас изменений в этом никаких, даже не предвидится в ближайшем будущем.
Наш парламентаризм сегодня напоминает Палату лордов украинской знати. Сегодня мы проходим тот процесс, который Британская империя прошла много веков назад. Это процесс формирование монархии и закрепление пожизненного представительского права представлять законодательные функции в Парламенте. Оспорьте! Мы стремимся к нему семимильными шагами. Как в Британии XIII века. Когда ради гарантий соблюдения условий Великой хартии вольностей в состав специальной коллегии, которая базировалась на принципах сословного представительства, сначала вошли 25 высших феодалов Англии. Сравним с нами. Кто сегодня входит в Парламент Украины? Высшие феодалы и промышленники Украины. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно просто посмотреть состав нашей Верховной Рады. И больше никаких вопросов не возникнет. И стремится он, к формированию пожизненной представительской власти. Купил себе там место, стал феодалом всея Украина, получил титул феодала-депутата и всё, - «барствуй». И как Палата лордов, наш Парламент сегодня в большинстве своём носит четкий отпечаток сословного представительства и играет скорее совещательную роль при нашем Президенте и лоббирования своих интересов. Как бы кто и не утверждал обратное. И в нём нет различий оппозиция или власть. Для них это понятие весьма условное, которое условно делит их внутри касты. Властной касты. И от этого деления просто зависит уровень доходности их политического бизнеса. Больше различий нет.
Тем не менее, наша политика имеет ряд отличительных свойств от других стран. Прежде всего, это вызвано построением структуры экономики страны, которая противоречит всем экономическим законам. Наверное Украина сегодня единственная страна в мире, где при падении общего объёма производства растёт количество миллионеров. Сами посудите. В целом по итогам 2012 года рост ВВП Украины замедлился до 0,2% с 5,2% годом ранее. А в третьем квартале 2013 года снизился на 1,5% по сравнению с третьим кварталом 2012 года, что хуже темпов падения в I и II кварталах этого года, составлявших соответственно 1,1% и 1,3%. И это ещё с официальных источников, в реальности если учесть рост стоимости энергоресурсов, этот показатель и того хуже. В тоже время, с тех же официальных источников, по данным Миндоходов, на сегодня в стране живет 3,2 тысячи граждан, чье состояние официально превышает миллион гривен. Если сравнивать с 2012 годом, богатых граждан, кто официально задекларировал доходы свыше миллиона гривен, стало на 900 человек больше, поскольку в прошлом году количество миллионеров составило 2291. Рост в 40%!!! В ведомстве так же отметили, что доход в сумме более 1 млрд грн открыто задекларировали четыре гражданина Украины: два гражданина - жители Донецкой области, один гражданин, проживающий в Тернопольской области, и еще один украинец, проживающий в Киеве. Это официально из Миндоходов, реальной же картины мы не знаем. Так как учесть теневые показатели, невозможно. Так же невозможно учесть, средства отмытые через офшорные компании. А они огромны, один только Кипр отмывает более 9 млрд. долларов в год. Но не будем считать чужие доходы. Это признак дурного тона. Интерес к статистике у нас вызван прежде всего тем, что данные цифры говорят о полном абсурде творящемся в нашей экономике. В не соответствие экономической ситуации и доходов. Экономика в упадке, а доходы горстки её населения растут. Следовательно рост благосостояния наших миллионеров не связан с экономической ситуацией в стране, с её ростом или падением. Следовательно основной бизнес, в нашей стране происходит не в сфере производства, услуг, транспорта, а в сфере распределения бюджетных средств. Эта ситуация, и объясняет ту борьбу за власть, которая происходит в нашей стране. Другими словами, борьба за власть в Украине это фактически борьба за бизнес и право распределения бюджетных средств, получение тендеров и госзаказов. Вспомним Евро 2012 года.

Компании, которые принимали участие в подготовке Евро-2012, в частности львовские компании, сообщали о том, что «откаты», которые им озвучивались, сводились примерно к 50%! В целом сегодня даже нет общей цифры расходов по Евро-2012. Озвучить её не выгодно никому. Таких масштабных, малоэффективных расходов в своей истории мы не знали. Единожды, Кабинет министров Украины в мае 2012 года озвучил сумму в размере - 108 млрд 801,998 млн грн, наверное тоже занизив её. Скорее всего, это не окончательная и не точная стоимость проведения Евро — 2012. И если исходить сложившегося в стране опыта, то в целом при подготовке к футбольному чемпионату было перерасходовано и использовано не по целевому назначению государственных средств на сумму не менее 25 - 30 миллиардов гривен. Такой рентабельности бизнеса для нашей власти, может позавидовать любой политик любой страны. А совсем недавно, в конце октября этого года, проведено ряд тендеров. Они так же порадовал представителей бизнеса при власти. Любителей лоббировать распределение бюджета страны в самых абсурдных проектах.

С 7 по 11 октября были объявлены результаты 800 тендеров на общую сумму 2,41 миллиарда гривен. Из указанной суммы на десять крупнейших тендеров приходится 1,53 млрд. гривен. Так, за 1,1 миллиарда Высший хозяйственный суд Украины заказал строительство комплекса административных зданий Высшего хозяйственного и Высшего административного судов Украины в Печерском районе Киева. Ну никак нам не прожить без нового административного здания суда. Экономика в рассвете, профицит государственного бюджета, социальные выплаты в норме, пенсии на уровне среднеевропейских. Только и осталось, что новое здание суда построить. Цитадель справедливости, Фемиду правосудия. Смешно звучит. Издевательски. Но суть строительства кроется совсем в другом. Не в здравом смысле, а возможности заработать через получение подряда на строительство и для тех кто влияет на принятие решения по тендеру. Вот в этом и суть. А потом страна берёт очередной кредит в МВФ, дабы залатать дырку в бюджете. Которую сама же и делает своими бездумными тратами. Власть устроила прекрасную схему своего бизнеса. Она реализовывает проекты типа Евро — 2012, ЕвроБаскет — 2015, терминал LPG, скоростные поезда, гелиостанций, программы связанные с закупкой лекарств и оборудования в МОЗ и многие другие. Хочу заметить, что не стоит обольщаться, так как всё это происходит не только в Киеве. На местном уровне свои программы и проекты. Но схема и их характер один и тот же. Так вот, данные проекты не имеют никакого влияния на экономику страны в будущем, а после их реализации ложатся тяжёлым бременем на бюджет страны. Последний пример, сегодняшняя ситуация с футбольной ареной во Львове. Государство не знает, где взять средства на его содержание. Логичный вопрос. Зачем строили? Логичный ответ. Денег заработать. А под них, власть использует кредитные средства МВФ или других источников. Распределяет их путём тендеров для своих подрядчиков, не чужим же отдавать. Зарабатывают на этом избранные: власть которая определяет и проводит тендеры, компании которые реализовывают проекты, чиновники которые лоббируют интересы этих компаний. Один «Альтком», чего стоит. Их удел в этой схеме заработок. А долг за взятые кредиты ложиться на страну, на её находящуюся в кризисе экономику. Берут и распределяют между собой избранные, а возвращает страна, даже вернее простой обыватель. У которого средний заработок 200 — 300 долларов в месяц. Так и возникают проекты по строительству судов, стадионов, терминалов, дорог, аэропортов.....


продолжение следует......



Комментариев нет:

Отправить комментарий