воскресенье, 29 июля 2012 г.


Ученье – свет?
Большинство выпускников уже давно определились с выбором профессии и ВУЗом, в который планируют подавать документы. Через 4, а кто-то через 5-6 лет, выйдут из университетских стен, хочется сказать специалистами. Но нет. Как бы это саркастически ни звучало, но специалистов теперь в нашей стране нет. Вместо них есть бакалавры и магистры. По-модному, по-европейски. 

Вот, например, Вам понятна разница между бакалавром и магистром? Чем один лучше другого, чем для страны один полезнее другого? И мне не понятна… Мы с Вами получали единый диплом о высшем образовании и шли работать по распределению. А уже куда попадали по распределению, зависело от того, как учились в ВУЗе: если учился на «отлично» получал право первым выбирать предприятие, из предложенных, затребовавших молодых специалистов на работу, а если учился посредственно, то и на рабочее место будешь распределен по остаточному принципу. Все было просто и понятно. И мотивация учиться была. И гарантия того, что выйдешь из ВУЗа экономистом и будешь экономистом работать, а не грузчиком в соседнем супермаркете. Нет, ничего плохого в работе грузчика нет, но для этого не стоит пять лет просиживать в стенах ВУЗа за родительский счет. Можно сразу после школы идти работать, не тратить время, а зарабатывать для себя и для семьи. Сейчас студенты, в большинстве своем, получают диплом ради диплома, зачастую «помогая» себе учиться, решая проблемы с экзаменами и зачетами родительскими деньгами. А через пять лет учебы эти псевдо-«краснодипломники» сидят без работы. Государству они не нужны. Да, впрочем, это взаимно…
Возвращаясь к проблеме «новшества» в системе образования – разделения выпускников на бакалавров и магистров, что, как уверяют чиновники с телевизионного экрана, является обязательным требованием Болонской системы образования, которая непонятно зачем нужна была нашей стране… Самый понятный ответ на вопрос «зачем нам нужна Болонская система?» дал тогдашний Президент Украины Виктор Ющенко: «Я хочу, чтобы каждый выпускник украинского ВУЗа имел возможность уехать на работу в Европу и его диплом был там признан». Фактически, он открыто заявил о том, что молодежь, взрощенная этим государством и получившая образование на родине, здесь не нужна. Абсурд да и только. В какой еще стране будут готовить специалистов для других стран, для развития чужой экономики!? Да еще и половину из них за счет государственного бюджета!
Вот и получается, что потенциал молодых специалистов – врачей, программистов, экономистов, инженеров, конструкторов и т.д. родному государству не нужен. Вот такое отношение к молодым специалистам. И не удивительно, что  85% студентов хотят продолжить свою трудовую деятельность после окончания учёбы за пределами Украины.



Почему так?..  Ну, во-первых, потому что сегодня украинские ВУЗы выпускают сотни тысяч юристов, экономистов и прочих модных специалистов. Эти специальности предлагают сегодня все ВУЗы, за исключением, наверное, только медицинского. Экономика страны сегодня не нуждается в таком количестве выпускников по этим специальностям. Но наборы в ВУЗах что на юридический факультет, что на машиностроительный, по-прежнему, остаются одинаковыми. Естественно, что во втором случае наблюдается существенный недобор на специальность. Так напрашивается вопрос, зачем нам столько выпускников, которые умеют управлять результатами труда, если у нас нет выпускников, своим трудом создающих этот самый предмет управления?
Во-вторых, сегодня стало уже модным говорить о создании рынка труда, отвечающего современным требованиям, который якобы будет способствовать улучшению сложившейся ситуации с трудоустройством. Для жителей пост-совесткого пространства вообще свойственно в слове «рынок» усматривать панацею от всех проблем. Рынок решит все. Рынок все урегулирует. Но это ведь не волшебник! Это система организации экономики. Не более того. Экономике украинской рынок уже «помог». На очереди медицина и образование…
Глядя на все это, возникает вопрос, а чем не устраивала существовавшая, простая и понятная, система распределения специалистов после окончания ВУЗа? Ведь она гарантировала, с одной стороны, выпускнику трудоустройство, и еще обучаясь в ВУЗе он знал, что учится не зря, и его диплом не будет лежать на полке, он пойдет работать по своей специальности, а с другой стороны, гарантировала  предприятиям постоянную обеспеченность кадрами.
Если бы сегодня набор абитуриентов в ВУЗы определялся не коммерческими запросами тех же ВУЗов, а фактической потребностью предприятий в специалистах, то и проблемы бы с трудоустройством не возникало. И с качеством образования, поскольку сами работодатели были бы заинтересованы в подготовке конкретных специалистов. Да и студенты по-другому бы относились к учебе. 
Сегодня во всем мире широко используется эта практика, изначально используемая как раз на просторах бывшего СССР. Ни в одной стране мира высшее образование не получают «впрок». Отсюда и такая разница в количестве высших учебных заведений. Количество ВУЗов в Украине превышает количество ВУЗов во Франции, Германии, Италии, Бельгии, Голландии и Польше вместе взятых и это притом, что население Украины около 45 миллионов человек, а названных стран в целом - около 250 миллионов. Согласно данным Госкомстата Украины, в Украине предоставляют услуги в сфере получения высшего образования 854 ВУЗа. Из них: III-IV уровней аккредитации - 349, І-ІІ уровней аккредитации – 505. Ценность, да-да ценность высшего образования в Украине сведена практически к нулю….  До сих пор ни один из украинских ВУЗов не сумел попасть в серьезные мировые рейтинги университетов. Это говорит о многом.
Однако, с другой стороны, государству это даже выгодно в каком-то смысле. Это помогает прикрыть скрытую безработицу среди молодёжи, отнеся их в огромный класс студентов, переложив выплаты по безработице на плечи родителей, при этом построив прекрасную систему заработка для ВУЗов, взимая плату за получение «образования на коммерческой основе». Государство тратит колоссальные суммы родительских, или бюджетных,  средств на подготовку специалистов, а в итоге они не востребованы. А если востребованы – врачи, педагоги или инженеры, то уровень зарплат заставляет молодых специалистов искать работу не по специальности. И средства в нашем «богатом» государстве вновь выброшены на ветер. Так, в 2012 году на образование заложено более 26 млрд. грн. Разделив эту сумму на все 854 учебных заведения, мы и получаем уровень зарплаты у преподавателя 1300 грн. И соответствующее качество образования.
На мой взгляд, причина не в самой системе образования. Её можно изменить, адаптировать, усовершенствовать. Главная причина заключается в состоянии экономики, где сегодня не могут быть востребованы хорошие специалисты, и где нет достойного уровня оплаты труда.
Понимая это, понимая путь по которому мы упрямо движемся, хочется понять, что делать дальше. И что ждёт в дальнейшем наших детей. Возможно один из путей дальнейшего развития, это создание студенческих городов. Которые будут воспитывать новых молодых специалистов, специализируясь по направлениям: гуманитарным, техническим, медицинским. Государство должно создать программу подготовки молодых специалистов из своей потребности. Понимать, кто необходим будет его экономике, кому оно или бизнес сможет предоставить рабочее место завтра. Имея такую программу, основанную на реальной потребности экономики, у молодёжи будет уверенность в завтрашнем дне. В свою очередь, учебное заведение будет стремится, повысить качество обучения. А город создать условия для привлекательности проживания в нём студентов. И Измаилу нашлось бы достойное место в такой программе. Как южный город, вполне мог бы стать одним из таких студенческих центров. Своего рода региональным украинским оксфордом, почему бы и нет. Мы могли бы создать прекрасные условия для учёбы, отдыха и практикума студентов. Опыт такой есть. Заканчивая нашу «мореходку», выпускники работали по всей огромной стране. От Дуная, Балтики, до Диксона и Японского моря. Необходимо просто желание воспитывать хороших молодых специалистов на уровне руководства страны. А мы здесь на месте сами сможем наладить образовательный процесс. Для Измаила это был бы выход. Почему бы не сделать отраслью городской экономики подготовку студентов. Для юга Украины. Но студент в дальнейшем должен видеть свою перспективу. Возможность реализовать себя, как профессионала в своем родном государстве, городе, регионе. Или же у них будет один путь -  выехать из Украины и работать на экономику другого государства.  Хочу закончить словами русского журналиста, издателя и общественного деятеля 19-го века, Николая Ивановича Новикова - «Процветание государства, благополучие народа зависят неотменно от доброты нравов, а доброта нравов — неотменно от воспитания и образования». 

Комментариев нет:

Отправить комментарий