Дороги. Дорого. Откаты и хищения в дорожном строительстве
растут
Ежегодно на строительство дорог в
Украине тратят миллиарды гривен. Примерно пятая часть этих денег оседает в
частных карманах
«На дорогах воруют все – от мастера до глав
ведомств», – отмечает чиновник в госслужбе «Укравтодор» – ведомстве, которое
содержит, ремонтирует и строит почти все государственные дороги, кроме
коммунальных. В этом чиновник убедился на личном опыте – он сам прошёл через
все ступени дорожной карьерной лестницы. «Давно, когда только начинал, я был
простым рабочим в выездной бригаде по ремонту дорог, – вспоминает Олег (имя
изменено). – Даже мы умудрялись сшибать хорошие деньги. Вы когда ездите по
Киеву, прямоугольные ямы на дорогах видите? Это снимается полотно. Потом, по
идее, в эту яму засыпается свежий асфальт. Но на практике так не происходит».
Секрет, по словам чиновника,
незамысловат: «Заезжаем мы в какое-то село. Снимаем покрытие в аварийных
местах. И начинаем ходить по дворам. Одному яму заровняли, другому, третьему
подъезд к воротам заасфальтировали. В общем, в конце дня асфальта остаётся
мало. Полотно, которое сняли, мы назад в выбоины загружаем. Потом сверху чуть асфальтом
присыпаем и ровняем. Внешне никакой разницы. Но такая яма долго удар не
держит». Об этих давних временах Олег вспоминает с ностальгией. Сейчас, по его
словам, он зарабатывает меньше – должность финансами рулить пока не позволяет.
Но о масштабе возможных злоупотреблений Олег представление имеет: «Ежегодный
бюджет составляет более 5 миллиардов гривен. И примерно 20% из этого уплывает
налево. Причём если при прошлой власти откаты в отрасли составляли около 10%,
то сейчас – 15–20%».
Низовая схема
Наживаться
на системе строительства и ремонта украинских дорог просто. Миллиарды гривен
закатываются в асфальт незаметно для окружающих. Потому что знают, сколько,
например, земли надо потратить для насыпи на конкретном участке дороги, только
узкие специалисты. Большинство из которых, кстати, работает в системе
«Укравтодора» и смежных компаниях. «В сфере дорожного строительства существует
масса нормативов, стандартов – сколько щебня надо класть, какой должен быть
асфальтобетон и так далее. В нарушении этих нормативов, завышении сметы, как
правило, и заключается коррупция».
Стоимость постройки одного километра
дороги в среднем составляет 25 млн. грн. Однако на само строительство обычно
идёт не более 20 млн. «Процесс распила начинается с проекта, – рассказывает
один из источников в госслужбе автодорог. – Контролирует реконструкцию и
строительство дорожного полотна «Укравтодор». Он же распоряжается бюджетом.
Институт, проектирующий дорогу, как правило, входит в систему «Укравтодора».
Именно поэтому в смету заранее закладывается увеличенный на 10–15% бюджет
строительства. Эти проценты уходят заказчику в виде отката от подрядчика,
который на непрозрачном тендере получает право на строительство магистрали».
Дальше
непосредственно махинациями занимается подрядчик, интерес которого заключается
в том, чтобы выбить из бюджета дороги как можно больше денег. Как правило,
подрядчики завышают количество строительных материалов – щебня, песка,
полимерных добавок, минеральных порошков, затраченных на постройку. До 2–3 млн.
грн. можно сэкономить на бензине, если прописать в проекте добычу песка на
отдалённом от дороги карьере (в действительности брать его будут, естественно,
из ближайшего оврага), а асфальтный завод «поставить» в 20 километрах от
трассы, хотя расположен он будет на обочине.
Самую
большую выгоду подрядчикам приносят махинации с толщиной дорожного полотна. По
нормативам для шоссе международного значения толщина асфальтобетонного покрытия
должна составлять 12 см. «В действительности толщину уменьшают на 1,5–2
сантиметра. С километра дороги это даёт выигрыш в 3–3,5 миллиона гривен», –
рассказывает Олег из «Укравтодора».
Впрочем,
осведомлённые люди говорят, что игры с толщиной дорожного полотна, песком и
бензином – приёмы, которые используются после получения подряда. Однако сам
подряд на реконструкцию либо строительство дороги получить непросто.
Распределение подрядов всегда проходило в «Укравтодоре» в закрытом режиме.
«У главы «Укравтодора» есть группа
заместителей и советников, курирующих строительство в конкретных областях.
Каждый из них контролирует какую-либо областную строительную контору. Эти люди
и составляют список дорог, подлежащих сооружению либо ремонту».
Дорожную коррупцию побороть можно. Для
этого нужно более жёстко прописывать квалификационные условия в тендерах и не
разрешать повышать стоимость строительства дороги после тендера. Ведь
происходит следующее: компания-однодневка выигрывает конкурс, указав цены Х, а
потом увеличивает стоимость работ до У и привлекает в качестве субподрядчика какую-то
солидную фирму, снимая сливки. Можно создавать чёрный список компаний, дороги
которых рассыпаются через год-два. Надо упразднить «ямочный ремонт», который
невозможно контролировать. И главное – это, конечно реформирование отрасли.
Сейчас одна структура у нас и проект делает, и строит, и сама себя
контролирует. Все эти функции следует развести по разным органам. По словам
опрошенных экспертов, пока это не
будет сделано, ни переподчинение украинских магистралей, ни кадровые перестановки
в «Укравтодоре» околодорожному воровству не помешают.
Комментариев нет:
Отправить комментарий