вторник, 24 июля 2012 г.


Дороги. Дорого. Откаты и хищения в дорожном строительстве растут





Ежегодно на строительство дорог в Украине тратят миллиарды гривен. Примерно пятая часть этих денег оседает в частных карманах
 «На дорогах воруют все – от мастера до глав ведомств», – отмечает чиновник в госслужбе «Укравтодор» – ведомстве, которое содержит, ремонтирует и строит почти все государственные дороги, кроме коммунальных. В этом чиновник убедился на личном опыте – он сам прошёл через все ступени дорожной карьерной лестницы. «Давно, когда только начинал, я был простым рабочим в выездной бригаде по ремонту дорог, – вспоминает Олег (имя изменено). – Даже мы умудрялись сшибать хорошие деньги. Вы когда ездите по Киеву, прямоугольные ямы на дорогах видите? Это снимается полотно. Потом, по идее, в эту яму засыпается свежий асфальт. Но на практике так не происходит».
Секрет, по словам чиновника, незамысловат: «Заезжаем мы в какое-то село. Снимаем покрытие в аварийных местах. И начинаем ходить по дворам. Одному яму заровняли, другому, третьему подъезд к воротам заасфальтировали. В общем, в конце дня асфальта остаётся мало. Полотно, которое сняли, мы назад в выбоины загружаем. Потом сверху чуть асфальтом присыпаем и ровняем. Внешне никакой разницы. Но такая яма долго удар не держит». Об этих давних временах Олег вспоминает с ностальгией. Сейчас, по его словам, он зарабатывает меньше – должность финансами рулить пока не позволяет. Но о масштабе возможных злоупотреблений Олег представление имеет: «Ежегодный бюджет составляет более 5 миллиардов гривен. И примерно 20% из этого уплывает налево. Причём если при прошлой власти откаты в отрасли составляли около 10%, то сейчас – 15–20%».

Низовая схема
Наживаться на системе строительства и ремонта украинских дорог просто. Миллиарды гривен закатываются в асфальт незаметно для окружающих. Потому что знают, сколько, например, земли надо потратить для насыпи на конкретном участке дороги, только узкие специалисты. Большинство из которых, кстати, работает в системе «Укравтодора» и смежных компаниях. «В сфере дорожного строительства существует масса нормативов, стандартов – сколько щебня надо класть, какой должен быть асфальтобетон и так далее. В нарушении этих нормативов, завышении сметы, как правило, и заключается коррупция».
Стоимость постройки одного километра дороги в среднем составляет 25 млн. грн. Однако на само строительство обычно идёт не более 20 млн. «Процесс распила начинается с проекта, – рассказывает один из источников в госслужбе автодорог. – Контролирует реконструкцию и строительство дорожного полотна «Укравтодор». Он же распоряжается бюджетом. Институт, проектирующий дорогу, как правило, входит в систему «Укравтодора». Именно поэтому в смету заранее закладывается увеличенный на 10–15% бюджет строительства. Эти проценты уходят заказчику в виде отката от подрядчика, который на непрозрачном тендере получает право на строительство магистрали».
Дальше непосредственно махинациями занимается подрядчик, интерес которого заключается в том, чтобы выбить из бюджета дороги как можно больше денег. Как правило, подрядчики завышают количество строительных материалов – щебня, песка, полимерных добавок, минеральных порошков, затраченных на постройку. До 2–3 млн. грн. можно сэкономить на бензине, если прописать в проекте добычу песка на отдалённом от дороги карьере (в действительности брать его будут, естественно, из ближайшего оврага), а асфальтный завод «поставить» в 20 километрах от трассы, хотя расположен он будет на обочине.
Самую большую выгоду подрядчикам приносят махинации с толщиной дорожного полотна. По нормативам для шоссе международного значения толщина асфальтобетонного покрытия должна составлять 12 см. «В действительности толщину уменьшают на 1,5–2 сантиметра. С километра дороги это даёт выигрыш в 3–3,5 миллиона гривен», – рассказывает Олег из «Укравтодора».
Впрочем, осведомлённые люди говорят, что игры с толщиной дорожного полотна, песком и бензином – приёмы, которые используются после получения подряда. Однако сам подряд на реконструкцию либо строительство дороги получить непросто. Распределение подрядов всегда проходило в «Укравтодоре» в закрытом режиме.
«У главы «Укравтодора» есть группа заместителей и советников, курирующих строительство в конкретных областях. Каждый из них контролирует какую-либо областную строительную контору. Эти люди и составляют список дорог, подлежащих сооружению либо ремонту».
Дорожную коррупцию побороть можно. Для этого нужно более жёстко прописывать квалификационные условия в тендерах и не разрешать повышать стоимость строительства дороги после тендера. Ведь происходит следующее: компания-однодневка выигрывает конкурс, указав цены Х, а потом увеличивает стоимость работ до У и привлекает в качестве субподрядчика какую-то солидную фирму, снимая сливки. Можно создавать чёрный список компаний, дороги которых рассыпаются через год-два. Надо упразднить «ямочный ремонт», который невозможно контролировать. И главное – это, конечно реформирование отрасли. Сейчас одна структура у нас и проект делает, и строит, и сама себя контролирует. Все эти функции следует развести по разным органам. По словам опрошенных экспертов, пока это не будет сделано, ни переподчинение украинских магистралей, ни кадровые перестановки в «Укравтодоре» околодорожному воровству не помешают.

Комментариев нет:

Отправить комментарий