“Англия
— это не шекспировский изумрудный остров и не преисподняя, какой изображает её
доктор Геббельс, а… дом викторианского образца, где все шкафы доверху набиты
скелетами”. Это слова моего любимого автора антиутопического романа «1984» и
повести «Скотный двор», - Джорджа Оруэлла. Как точно сказано. Для многих из
нас, Британская империя ассоциируется именно с «викторианской эпохой». Её
архитектурой, литературой и манерами в обществе. Но когда начинаешь всё больше
знакомиться с историей Англии, начинаешь убеждаться, что скелетов там великое
множество. А иногда они вываливаются как-то даже непроизвольно, едва мы
задеваем какую-то историческую дверь.
Внешне,
в английской истории всё выглядит довольно чопорно, благородно и с чувством
«британского достоинства». Этот стереотип «британской чопорности», следствие
той прививки, которую мы получили вместе с периодом «викторианства». Вернее
сказать вместе с тем, как нам преподносят этот период сегодня, более века
спустя. Стоит сказать, что «викторианство» это был своего рода «золотой век»
Британской короны, обласканный в современной истории.
И с этим сегодня сложно
поспорить. Но стоит отметить, что от сформированного веками стереотипа нам уже никогда
не избавиться. Да, наверное, и не стоит избавляться от такой прекрасной иллюзии.
Необходимо просто понимать тот период, чтобы правильно оценивать суть многих
событий и исторических процессов. Нам не стоит лицезреть историческую
чопорность Британии. Она красива, но обманчива. Иногда стоит более тщательно
покопаться в истории самой Британской империи. И скорее всего, стоит присмотреться
к истории до периода правления королевы Виктории. В периоде, когда до
чопорности британцев было очень далеко, а их нравы были далеки от совершенства.
В тех периодах, когда их внутренняя и внешняя политика были довольно далеки от
идеала. И в большей степени, когда их политика
напоминала действия стервятника, который подыскивал падаль или более слабую
жертву для того, чтобы насытить своё чрево.
Как
самый простой пример, здесь стоит вспомнить морских разбойников XVII века,
которых прозвали «вольными добытчиками». Такие «вольные добытчики» грабили
главным образом, испанские корабли и испанские колонии в Америке. Почти всегда они
были снабжены особой разрешительной грамотой, которая называлась «комиссией»,
или каперским свидетельством. Отсутствие комиссии делало «вольного добытчика»
обыкновенным пиратом, поэтому они всегда стремились раздобыть разрешительную
грамоту. Именно разрешительная грамота жаловалась Британской короной. Как
правило, она жаловалась во время войны, и в ней указывалось, на какие корабли и
колонии имеет право нападать её обладатель и в каком порту сбывать свои трофеи.
Губернаторы английских и французских островов Вест-Индии, чьи колонии не
получали достаточной военной помощи от метрополий, за деньги выдавали такие
бумаги любому капитану. Здесь стоит вспомнить Генри Моргана. Английский мореплаватель XVII века, который был родом из Уэльса. Он начинал свою
деятельность как пират под покровительством Британской короны. Позже стал плантатором и вице-губернатор на острове Ямайка, активно проводивший английскую колониальную политику. В
эпоху борьбы Англии и Испании за господство на море он предпринял несколько
боевых кампаний против испанских владений в зоне Карибского моря.
Такой вот, весомый скелет есть в шкафу Британской короны. Да и у Французской
короны он есть тоже, но в меньших масштабах. Хотя спустя века, я начинаю
понимать, что это был обыкновенный бизнес того времени. В любой эпохе есть такого
рода бизнес, которому покровительствует
государство. Это всего лишь один из многих способов пополнения казны империи
или государства. Да это не совсем честный способ с точки зрения современности,
но действенный в то время. Да и само пиратство того времени ничем не отличается
от современного ведения бизнеса углеводородами. Сегодня точно так же метрополии
отбирают всё до последнего цента у современных бедуинов в свою пользу. И взамен
они продают оружие и стеклянные побрякушки. Если проанализировать, то даже
распределение доходов при данном бизнесе чем-то, похоже.
Вспомним XVII век. В то время перед
походом представители Британской короны и «вольный добытчик» заключали между
собой особое соглашение — по-английски «agreement», в котором
предусматривались условия дележа будущей добычи и правила компенсации за
полученные раны и увечья, своего рода современный страховой полис. На Тортуге или в
Пети-Гоаве (на Гаити) они отдавали французскому губернатору 10 % с добычи, на Ямайке (в 1658—1671 годах) —
1/10 часть в пользу верховного лорда-адмирала Англии и 1/15 часть — в пользу
короля.
Такие вот цифры. Теперь кто сможет, оспорить, что это был не совсем легальный
бизнес? Утверждаю, это был вполне легальный для того времени. И главное –
морально. С подписанным между сторонами соглашением. Часто «вольные добытчики» имели
несколько комиссий от разных властей. Хотя основным объектом их набегов были конкуренты
Британской короны на просторах мирового океана - испанские корабли и испанские поселения
в Новом Свете. Так что политика Британской короны в те далёкие времена была
далека от благородства и ничем не отличалась от действий стервятников. Это уж
исторический факт.
Наверное,
теперь не стоит удивляться, что многие века, военный флот Британской империи стремился
подчинить себе экономическую политику мира. Думаю, что где-то со времён премьерства Кромвеля, в
понятие Английской внешней политики прочно вошло понимание того, что необходимо
контролировать торговые пути мирового океана. Политики начали понимать одну
простую, но гениальную вещь, что кто контролирует и владеет торговыми
артериями, тот и владеет всей торговлей. А владея всей торговлей, можно увеличивать
звон золотых монет в собственной казне. Увеличивая этот звон, ты начинаешь владеть
миром.
Правда несколько веков спустя, в XX веке, Британия передала
первенство контроля над торговыми путями – Америке. Но это была передача исключительно
визуального первенства. Можно сказать для успокоения общественного мнения.
Отдав весь контроль над торговыми путями Америке, Британия осталась за кулисами
финансовой империи мира. Сохранив там своё первенство. Думаю, что именно в этом
она ничего и не проиграла.
А в целом, период премьерства
Кромвеля положил начало мировой гонке вооружений, которая не стихает уже
несколько веков. Именно после этого все сверхдержавы начали стремиться сформировать
собственный мощный военный и торговый флот. Началось открытое соперничество на
просторах мирового океана, которое не прекращается, и по сей день. И как
оказалось, у истоков этого многовекового противостояния была Британская империя,
которая начала Первую Англо-Голландскую войну.
Сегодня весьма удобно считать, что основной причиной Первой
Англо-Голландской войны был изданный 9 октября 1651 г. правительством Кромвеля
Навигационный Акт. Во многом это так, но это была всего лишь одна из причин
послужившая началом боевых действий. Можно сказать верхушкой айсберга
геополитики того времени, где сам Навигационный Акт стал всего лишь катализатором
борьбы двух крупных держав того времени. Он перевёл вековое соперничество
Англии и Нидерландов из торговой плоскости в военную. Определив ход развития
мировой истории на века.
Как изложено в
Навигационном Акте английским судам предоставлялось исключительное право на
ввоз в Англию товаров не английского производства. Своего рода было наложено ограничение
на голландский флот и товары, способствующее развитию самой Англии. Кромвель действовал
в интересах собственной страны - Англии. И если перенести эти решения на
современность, то это в значительной степени напоминает ситуацию с ассоциацией
Украины и ЕС.
Сегодня Украине предлагают поставлять в Европу любую производимую
на её территории продукцию, но только согласно стандартов ЕС и на оборудовании,
которое сертифицировано в ЕС. Вроде ничего страшного. Нет совершенно никаких ограничений.
Европейский Союз совершенно не возражает от украинских товаров, с одним
условием - поставляемый товар должен соответствовать стандартам, которые приняты
в ЕС. Другими словами, купите у нас в Европе сертифицированное оборудование, а
уж затем предлагайте произведённый на нём товар. И никак иначе. С позиции ЕС
совершенно правильно и понятно. Их экономика это их головная боль и лишний
конкурент им совершенно не нужен. Хотя если разобраться, то даже производство, организованное
на европейском оборудовании совершенно не гарантирует дальнейшей поставки
произведённой продукции в ЕС, там своих достаточно. И нам стоит сказать честно,
что в данной ситуации, вопрос совершенно не стоит о качестве товара. Здесь мы
можем вспомнить качество нашей молочной продукции в прошлые годы, когда её срок
годности не превышал трёх дней. Продукт был исключительно натуральным и
полезным. Кто сегодня может поспорить с её качеством? Никто! Правильно, если придать
той молочной продукции современную упаковку она будет гораздо полезнее
предлагаемой к производству на европейском оборудовании сегодня. Так что не в
качестве продукции вопрос.
Но мы вернёмся к Англии
времён Кромвеля. Теперь мы понимаем, что тогда как и сегодня вопрос стоял в
ограничении доступа на собственные рынки чужой продукции. Это являлось вопросом
экономическом выживания Англии того времени. В XVII веке это было
ограничение доступа товаров Нидерландов и их колоний на английский рынок. Сегодня это
ограничение доступа украинской продукции на рынок ЕС. Боюсь даже произвести более
тесное сравнение. Тогда, как и сегодня это выглядит исключительно как
колониальное соглашение. Другими словами, все имеет свои исторические аналогии.
Все современные принципы ограничения поставок продукции на чьи-то рынки, имеют
старые и многовековые традиции и корни. И запрет как показывает история, действует,
как правило, при поставках с колоний в метрополии. Это важно понимать нам для
современности.
Введение в действие
Навигационного Акта происходило на фоне нараставшего военно-морского и торгового
соперничества двух государств – Англии и Нидерландов. Стоит заметить, что нидерландские
купцы торговали практически по всей Европе.
И их бурная деятельность весьма мешала
торговле других государств. Торговый оборот Нидерландов превосходил оборот
Англии в пять раз. Нидерландский рыбный промысел в столько же раз превосходил
английский. В данных условиях, английский
капитал совершенно не собирался терпеть такое положение дел. Вследствие чего,
именно английский капитал начал постепенную борьбу за своё место под солнцем,
стараясь отвоевать его именного у Нидерландов. Начало в этой борьбе за место
под солнцем положил ещё Карл I, когда в 1636 году изгнал нидерландскую рыболовную флотилию, насчитывавшую
три тысячи судов, занимавшуюся сельдяным промыслом у самого английского берега.
Но это было начало.
В 1653 года новоизбранный
парламент объявил Кромвеля пожизненным «лордом-протектором», с полномочиями монарха. После чего Кромвель начал задумываться
над навязчивой идей — создание «Единого европейского Протестанского Союза». Здесь
думаю скорее всего и кроется вторая причина Первой Англо-Голландской войны. На мой взгляд, стоит заметить, что протестантизм и того времени
был весьма агрессивен. Для меня совершенно не удивительно, что именно в протестантизме
того времени сочетались пуританские основы поведения общества и полное неприятие
любых других основ его поведения. Во многом именно по этой причине и начался исход
протестантов самых различных направлений из Англии в Северную Америку. Они
просто напросто бежали от преследований внутри Англии. От религиозной
нетерпимости и агрессии. Пуританство в протестантизме того времени совершенно
далёко от современных форм его проявления во всём мире. Я имею в виду норм
общественной морали и поведения, свободы нравов и отношений. В начале своего
пути, протестантизм носил исключительно пуританские черты, чем и завоёвывал множество
своих сторонников. Сегодня он завоёвывает своих сторонников совершенно другими
возможностями – свободой нравов и поведения. А в начале своего развития, такой
свободы просто не было. Единственное что сохранилось неизменным в
протестантизме с того времени, это его не принятие другого образа поведения и
мышления, и постоянное желание навязать своё восприятие мира и норм поведения
всем окружающим. Всё это как принято веками выливается в стремление переделать
арабский мир под европейскую кальку. Но думается скорее арабский мир,
переделает Европу под своё мировоззрение.
Я всегда задавался одним, и на
мой взгляд, важным вопросом. Почему при колонизации Северной и Южной Америки к
коренному население было столь разное отношение. Почему в Южной Америке,
местное население стало частью современного общества, а во многих
латиноамериканских странах и его основой. Но вместе с этим в Северной Америке этого
не произошло. К тому же именно в Северной Америке практически всё местное
население было уничтожено, а кто как-то выжил, был загнан в резервации, которые
существуют, и по сей день. Я никогда не мог найти на это ответа. Меня всегда
удивляли результаты миссионерской деятельности христианских миссий. Они были столь
различны, что как-то, и сравнивать не было возможности. Хотя это в значительной
степени повлияло на колонизацию данных территорий.
Но ответ кроется, скорее всего,
в принятии окружающего мира колонизаторами. Одни его принимали таким, какой он
есть вместе с его жителями и традициями, другие его просто не воспринимали и всячески
стремились его переделать под свою ментальность, истребляя и изгоняя местное
население с его исконных земель. Всё это выливается в экспорт собственных
устоев и правил по всему миру. Своего рода современные Крестовые походы. Но это
сегодня, а в то время Англия очень настойчиво начала искать союза с
Нидерландами и со Швецией. При этом Кромвель подводил под это
религиозно-идеологическую основу. Как я уже отметил, протестанты в то время не
были добрыми людьми — их можно сравнить с нынешними религиозными фанатиками,
пуританской направленности. Вот именно такой союз и намеревался создать
Кромвель. Но Кромвель забыл, что вступив в этот союз объединенные провинции -
Нидерланды, вынуждены будут поссориться с Габсбургами — тем самым потерять
львиную часть рынков сбыта собственных товаров. Понимая это, Англия решила
провести экспорт собственных устоев жизни на всё североморское побережье. Но
союз тяготил бы Англию, если бы вместе с этим Англия не намеревалась отвоевать
в данном союзе лидирующее положение, совершенно пренебрегая интересами других
членов предполагаемого союза.
Вот и начались в 1652 году боевые
действия. Хотя ещё весной 1652 года в Лондоне между английским правительством и
голландскими послами шли переговоры, но война была уже неминуема, так как причина
(конкуренция в торговле) была неустранима, а предлог найти было весьма нетрудно.
И его нашли. В Английском канале
у Дувра крейсеровала голландская эскадра из 42 кораблей под командованием
адмирала Тромпа, задача которого была охранять возвращавшиеся в Голландию
торговые суда на случай нападения на них англичан. Англичане имели в море
только два небольших отряда — 9 кораблей под командованием Бёрна в Доунсе,
внешнем рейде порта Диль, и 8 кораблей под командованием Блейка в Ри. Остальной
английский флот, около 60 кораблей, находился ещё в Темзе. Кроме того, адмирал
Эскью с несколькими судами находился в Вест-Индии.
29 мая Тромп появился перед
Дувром, где стал на якорь и объяснил, что он принужден был подойти к английским
берегам из-за неблагоприятных ветров. Бёрн потребовал удаления голландцев, и по
его извещению подошел из Ри Блейк.
Одним из требований, предъявленных Англии к
Голландии во время переговоров, было признание английского флота хозяином
морей, омывающих Англию, в знак чего голландские корабли при встрече с английскими
должны были первыми салютовать им приспусканием флага. Теперь Блейк, проходя со
своим кораблем мимо корабля Тромпа, сделал три предупредительных выстрела,
требуя салюта. Тромп ответил огнём целого борта.
Завязался общий бой, в котором
англичане, несмотря на больше чем двойное превосходство в числе голландцев,
взяли у них два корабля. Темнота разделила противников. Эта стычка и послужила
предлогом для начала военных действий.
Боевые действия длились до 15 апреля 1654 года, когда был
заключен Вестминстерский
мир, по которому Голландия вынуждена
была признать Навигационный Акт. Характерно, что именно эта война первой
показала борьбу за обладание морями. Именно эта война первой раскрыла важность
контроля торговых путей, что и определило основные задачи для многих
сверхдержав на многие века в перёд.
«В
Англии, если человек не может по крайней мере два раза в неделю разглагольствовать
о нравственности перед обширной и вполне безнравственной аудиторией,
политическое поприще для него закрыто. В смысле профессии ему остается только
ботаника или церковь». Оскар Уайльд.
Комментариев нет:
Отправить комментарий