«Я, Вениамин Франклин, добился
богатства, почета и славы только потому, что старался быть нравственным и
доброжелательным и по мере своих сил старался следовать принципам, которые
выработал в ранней молодости и следовал им всю жизнь», - Бенджамин Франклин. Американский политик,
изобретатель и журналист. Портрет этого политика красуется на сто долларовой
купюре. Именно он является самым желанным американским президентом США в наших с
вами кошельках. Парадоксально, но это факт.
Сегодня в праздник Медового Спаса и я был в храме. Я не разделяю молитву
на праздничную или будничную. Нет. Если ты приходишь в храм, то это не зависит
от календаря. Это твоя необходимость в твоём духовном мире который зависит от
тебя самого. От тех принципов, «которые выработал в ранней молодости и следовал
им всю жизнь». Сейчас, я не собираюсь никого учить нравственности или морали.
Мы все взрослые и каждый сам себе может определить те духовные рамки в которых
ему жить. Быть в храме или просто наслаждаться всеми благами современной жизни
без каких либо моральных и нравственных ограничений. Как поступать в своей
жизни, это выбор каждого.
Здесь я хочу просто сказать несколько слов о лицемерии, которое никогда
не мог понять и которое никогда не пойму. Я много спорил о нём со своим
духовником. Доказывая, что невозможно купить покаяние или благословение за
средства, которые кто-то украл у его же паствы. Невозможно. Для меня это
лицемерие. И меня неважно от кого исходит это лицемерие. От вора или дающего
благословение на воровство. Важно, что духовник просто продал духовность за
ворованные деньги. Следовательно, он благословил воровство и дальше. После
этого уже не важно, что говорит настоятель, ведь вера видит не только ушами, но
и сердцем. А сердце сложно заставить принять лицемерие, если лицемерия в нём
нет.
Происходящее сегодня, возникло в лихие 90-ые, когда «братва» пыталась
искупить убийства, грабежи, воровство и насилии дав мзду духовенству, изобразив
искренность веры, меряясь крестами на собственных могилах. Так и осталось это
наследие в умах «братков» 90-ых сегодня. Они и не представляют, как можно жить
иначе. Украл, убил или ограбил для них уже неважно, важно создать видимость
покаяния и благословения, предварительно оплатив счёт. Что толку, что сегодня мы
строим храмы на ворованные у паствы деньги. Этим мы только усугубляем свою
болезнь. Общество ещё больше уходит от такого неверия. И уже завтра оно будет
пустым внутри, но зато в золотых куполах
снаружи. Где в храмах никого не будет. Мы сформировали «аристократию помойки»,
у которой в душе только Бенджамин Франклин, и один вопрос: «Сколько?».
И вот сегодня я с большим удивлением стал свидетелем картины, когда
настоятель храма молитвой благословлял на духовные и человеческие свершения
руководителя одного из крупных предприятий города. Казалось бы, благословил и
что в этом плохого. Человек потянулся к Богу. Возможно, предприятие только
лучше работать будет. Да и молитва, возможно, была искренней и от души. Не
спорю, возможно, и искренней. Ведь каждый имеет право на свою долю искренности
в храме. Правда здесь и сегодня был случай именно с 90-ых, когда принято было
купить покаяние и благословение за украденные у паствы деньги. Простите, но это
именно так. Для меня, как для человека немного знающего всю предысторию
последнего времени о стоимости «взаимоотношений» фигуранта дела с Министерством
Инфраструктуры Украины, а так же в особенности последних его коммерческих сделок,
непониманию происходившего в храме благословения не было предела. Как? Где в
этом обществе ещё остатки морали и нравственности? Где?
И я задумался. Нравственные и моральные критерии в обществе всегда имеют
свои границы. Нет общества без этих границ. И как бы парадоксально сегодня это не
звучало, но эти критерии всегда формируются в двух основных направлениях – юридическом
и духовном, которые общество всегда задаёт себе самостоятельно. Это своего рода
его рецепт выживания, микстура от различного рода болезней и летального исхода.
Это его рецепт долголетия, или наоборот рецепт чахотки и скорой кончины.
Другого в этом рецепте, который написан самим обществом просто не
предусмотрено. Жизнь или летальный исход с полным разрушением и забвением в
истории.
Здесь стоит начать с юридических критериев, которые действуют в любом обществе.
Они всегда формируют общепринятые правила поведения общества в целом. Создают целостную
модель общественного поведения.
Структурируют общество с целью эффективного
управления и функционирования. Все эти критерии заложены, прежде всего, в законах
каждого общества. При этом необходимо отметить, что немаловажным фактором так
же является отношение самого общества к исполнению принятых им же законов. Смысл
формировать законы, когда их не исполняешь. Именно законы определяют общие
правила поведения в обществе и определяют ответственность каждого его члена за
различного рода нарушения. Нет нарушения без наказания. В противном случае, это
порождает касту исключительных членов общества которым позволено всё. Главное
знать цену. Или хотя бы сформировать её.
Потом мы с вами наблюдаем цирковые представления в эфирах различных СМИ,
где фигуранты различных дел, сами писавшие все эти законы с удивлением говорят:
«Какая коррупция? Кто это? Где это? Это человек похожий на меня. С голосом
похожим на мой. Он устраивает провокацию. А я чист как слеза младенца. И только
за народ переживаю».
Хотя в правильном обществе совершенно неважно кто ты. Ты всё равно, обязан
исполнять закон и это для всех аксиома. В противном случае, это уже будет
являться не законом, а «Конвенцией о рабстве» принятой небольшой группой индивидуумов
исключительно с целью управления массами. Помните как в произведении Джорджа
Оруэлла «Скотный двор»: «Все животные равны. Но некоторые животные равнее
других». И как результат, общество теряет основу своей стабильности. И
постепенно начинает запускать механизм своего саморазрушения. После чего, общество
ещё пройдёт множество стадий. Начиная от
эйфории вседозволенности до диктатуры «исключительных индивидуумов» пытающихся
таким образом хоть как-то удержать всех в своём повиновении. Правда результатом
всего будет кровавый финал в виде гильотин, фонарных столбов или стадионов,
ограждённых колючей проволокой. И история это многократно доказывала, но как
выясняется, общество является очень плохим учеником.
Можно вспомнить прекрасный девиз: «Liberté,
Égalité, Fraternité» (свобода, равенство, братство),
берущий своё начало со времён Великой французской революции. Но право на исключительность в обществе запустило
великую французскую гильотину, где террор применялся ко всем врагам Республики,
где бы они, ни были. Жертвы такой исключительности принадлежали ко всем
классам, которые ненавидели революцию. Как говорилось в то время, «тяжесть
репрессивных мер в провинциях находилась в прямой зависимости от опасности
мятежа».
А всё благодаря тому, что кто-то в обществе был равнее других.
В обществе существует ещё один критерий, который формирует устои каждого
общества. Это критерий духовности общества. Если юридические законы это внешние
рамки поведения в обществе, то духовность это внутренний мир самого общества и его
способность к самоорганизации за счёт внутренних устоев общества, которые и
формируют юридические законы. Здесь важно отметить, что в этом случае самоорганизации
происходит не путём внешнего давления или наказания в виде ограничения свобод,
а путём моральных и нравственных устоев внутри общества. Именно они позволяют формировать
справедливое отношение, между всеми членами общества. Оно происходит на основе
внутреннего воспитания в зависимости от заложенных самим же обществом
критериев. Думаю верно, будет сказать, что для уничтожения народа нет
необходимости идти на него войной, иногда достаточно уничтожить его
нравственность и духовность и этот народ погибнет.
Неслучайно
Гейне отметил, что «Нравственность — это разум сердца», и насколько
нравственность в обществе здорова, настолько сердце этого общества здорово.
Настолько оно милосердно и способно к сопереживанию и состраданию. Но если вместо
духовности мы заложим в обществе такие нормы общественного поведения как воровство,
убийство, насилие, лож, отсутствие морали в отношениях между мужчиной и женщиной,
то это общество и будет жить по таким критериям. Других в нём не будет. И в нём
не найдётся места милосердию, это уже факт.
Вот теперь у меня возникает всё тот же вопрос. Как
можно относиться к духовности в обществе, если батюшка в храме благословляет
воровство? Для меня это сложно объяснить простым непониманием. Возможно, проще
быть простым прорабом на стройке храма. Соглашусь, что и храм необходимо восстанавливать
и строить. Но как можно строить храм на средства ворованные у паствы. Как? Этим
самым духовник благословляет воровство и дальше. Что после этого можно хотеть
от общества? Ничего. Какой рецепт можно выписать? Неизвестно.
Ещё вначале нулевых, самый «всемогущественный»
работник морехозяйственной сферы, будучи в должности народного депутата
Украины, умудрился организовать себе откат на реконструкции кафедрального
собора.
Деньги были направлены из бюджета страны через государственное
предприятие занимающееся реконструкцией. Но и здесь Юрий Борисович смог
получить свои весьма скромные 30% от выделяемых средств, чем в итоге озадачил всё
духовенство. Было много непонимания, когда это всё всплыло. Тем не менее, митрополит
наградил чиновника орденом. Как же, человек с киркой и лопатой трудился на
реконструкции собора. При этом Юрий Борисович как слуга народа, какое-то время позволил
митрополиту «поуговаривать» себя. Как девица на выданье. Обиделся он тогда на духовенство
после разоблачения. Решил не принимать орден, ставя в неловкое положение и митрополита.
На этом фоне феерично звучало его требование закрепить в бронзовой табличке его
вклад как народного избранника в реконструкцию собора. Скромность, это именно
та черта, которая присуща благодетелю. Благо уже готовую бронзовую табличку
хватило здравого ума не вмуровывать в основание собора, дабы увековечить столь
памятное имя народного депутата.
Украсть на
реконструкции собора, это было сильно. И самое интересное, что даже после этого
он сумел получить благословение митрополита и орден с его рук. И таких случаев
множество, это не единственный пример. В этих историях самое удивительное то,
что чиновники жертвуют бюджетные средства как свои собственные. Вернее сказать,
они жертвуют эти средства с таким видом, будто всю жизнь зарабатывали их стоя у
токарного станка инструментального цеха. Складывается такое чувство, что это уже
не бюджетные средства налогоплательщиков, а их собственные средства, заработанные
потом и кровью, которые кто-то смеет у них отбирать. Как правило, после таких
жертв, все ещё должны быть им благодарны. Целовать песок по которому они
ходили. Ведь они совершили такую жертву – украли и поделились украденным с
церковью. Воруй, но делись… Ведь ты исключительный и тебе всё позволено.
Вдумайтесь,
какое общество мы с вами сформировали. Какие критерии в нём сегодня существуют.
Твоя исключительность позволяет тебе украсть и поделиться с прокуратурой. После
чего тебя освободят от любой ответственности. Твоя исключительность позволяет
тебе украсть и поделиться с настоятелем храма.
После чего настоятель храма
освободит тебя от любых угрызений совести и благословит на дальнейшее
воровство. Твоя исключительность позволит тебе убивать, лгать, насиловать…
После чего тебя освободят от ответственности и благословят на дальнейшие
преступления. Главное суметь поделиться тем, что украл и награбил. Вовремя
спросить: «Сколько?».
«Мы не выбирали
ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся,
ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или
нелюдями». Патриарх Сербский
Павел.
Комментариев нет:
Отправить комментарий