вторник, 15 августа 2017 г.

«Невозможно превратить землю в рай, надо помешать ей превратиться в ад». Патриарх Сербский Павел

«Я, Вениамин Франклин, добился богатства, почета и славы только потому, что старался быть нравственным и доброжелательным и по мере своих сил старался следовать принципам, которые выработал в ранней молодости и следовал им всю жизнь», - Бенджамин Франклин. Американский политик, изобретатель и журналист. Портрет этого политика красуется на сто долларовой купюре. Именно он является самым желанным американским президентом США в наших с вами кошельках. Парадоксально, но это факт.
Сегодня в праздник Медового Спаса и я был в храме. Я не разделяю молитву на праздничную или будничную. Нет. Если ты приходишь в храм, то это не зависит от календаря. Это твоя необходимость в твоём духовном мире который зависит от тебя самого. От тех принципов, «которые выработал в ранней молодости и следовал им всю жизнь». Сейчас, я не собираюсь никого учить нравственности или морали.
Мы все взрослые и каждый сам себе может определить те духовные рамки в которых ему жить. Быть в храме или просто наслаждаться всеми благами современной жизни без каких либо моральных и нравственных ограничений. Как поступать в своей жизни, это выбор каждого.
Здесь я хочу просто сказать несколько слов о лицемерии, которое никогда не мог понять и которое никогда не пойму. Я много спорил о нём со своим духовником. Доказывая, что невозможно купить покаяние или благословение за средства, которые кто-то украл у его же паствы. Невозможно. Для меня это лицемерие. И меня неважно от кого исходит это лицемерие. От вора или дающего благословение на воровство. Важно, что духовник просто продал духовность за ворованные деньги. Следовательно, он благословил воровство и дальше. После этого уже не важно, что говорит настоятель, ведь вера видит не только ушами, но и сердцем. А сердце сложно заставить принять лицемерие, если лицемерия в нём нет.
Происходящее сегодня, возникло в лихие 90-ые, когда «братва» пыталась искупить убийства, грабежи, воровство и насилии дав мзду духовенству, изобразив искренность веры, меряясь крестами на собственных могилах. Так и осталось это наследие в умах «братков» 90-ых сегодня. Они и не представляют, как можно жить иначе. Украл, убил или ограбил для них уже неважно, важно создать видимость покаяния и благословения, предварительно оплатив счёт. Что толку, что сегодня мы строим храмы на ворованные у паствы деньги. Этим мы только усугубляем свою болезнь. Общество ещё больше уходит от такого неверия. И уже завтра оно будет пустым внутри, но  зато в золотых куполах снаружи. Где в храмах никого не будет. Мы сформировали «аристократию помойки», у которой в душе только Бенджамин Франклин, и один вопрос: «Сколько?».

И вот сегодня я с большим удивлением стал свидетелем картины, когда настоятель храма молитвой благословлял на духовные и человеческие свершения руководителя одного из крупных предприятий города. Казалось бы, благословил и что в этом плохого. Человек потянулся к Богу. Возможно, предприятие только лучше работать будет. Да и молитва, возможно, была искренней и от души. Не спорю, возможно, и искренней. Ведь каждый имеет право на свою долю искренности в храме. Правда здесь и сегодня был случай именно с 90-ых, когда принято было купить покаяние и благословение за украденные у паствы деньги. Простите, но это именно так. Для меня, как для человека немного знающего всю предысторию последнего времени о стоимости «взаимоотношений» фигуранта дела с Министерством Инфраструктуры Украины, а так же в особенности последних его коммерческих сделок, непониманию происходившего в храме благословения не было предела. Как? Где в этом обществе ещё остатки морали и нравственности? Где?
И я задумался. Нравственные и моральные критерии в обществе всегда имеют свои границы. Нет общества без этих границ. И как бы парадоксально сегодня это не звучало, но эти критерии всегда формируются в двух основных направлениях – юридическом и духовном, которые общество всегда задаёт себе самостоятельно. Это своего рода его рецепт выживания, микстура от различного рода болезней и летального исхода. Это его рецепт долголетия, или наоборот рецепт чахотки и скорой кончины. Другого в этом рецепте, который написан самим обществом просто не предусмотрено. Жизнь или летальный исход с полным разрушением и забвением в истории. 
Здесь стоит начать с юридических критериев, которые действуют в любом обществе. Они всегда формируют общепринятые правила поведения общества в целом. Создают целостную модель общественного поведения.
Структурируют общество с целью эффективного управления и функционирования. Все эти критерии заложены, прежде всего, в законах каждого общества. При этом необходимо отметить, что немаловажным фактором так же является отношение самого общества к исполнению принятых им же законов. Смысл формировать законы, когда их не исполняешь. Именно законы определяют общие правила поведения в обществе и определяют ответственность каждого его члена за различного рода нарушения. Нет нарушения без наказания. В противном случае, это порождает касту исключительных членов общества которым позволено всё. Главное знать цену. Или хотя бы сформировать её.
Потом мы с вами наблюдаем цирковые представления в эфирах различных СМИ, где фигуранты различных дел, сами писавшие все эти законы с удивлением говорят: «Какая коррупция? Кто это? Где это? Это человек похожий на меня. С голосом похожим на мой. Он устраивает провокацию. А я чист как слеза младенца. И только за народ переживаю».
Хотя в правильном обществе совершенно неважно кто ты. Ты всё равно, обязан исполнять закон и это для всех аксиома. В противном случае, это уже будет являться не законом, а «Конвенцией о рабстве» принятой небольшой группой индивидуумов исключительно с целью управления массами. Помните как в произведении Джорджа Оруэлла «Скотный двор»: «Все животные равны. Но некоторые животные равнее других». И как результат, общество теряет основу своей стабильности. И постепенно начинает запускать механизм своего саморазрушения. После чего, общество ещё пройдёт множество стадий. Начиная  от эйфории вседозволенности до диктатуры «исключительных индивидуумов» пытающихся таким образом хоть как-то удержать всех в своём повиновении. Правда результатом всего будет кровавый финал в виде гильотин, фонарных столбов или стадионов, ограждённых колючей проволокой. И история это многократно доказывала, но как выясняется, общество является очень плохим учеником.
Можно вспомнить прекрасный девиз: «Liberté, Égalité, Fraternité» (свобода, равенство, братство), берущий своё начало со времён Великой французской революции. Но право на исключительность в обществе запустило великую французскую гильотину, где террор применялся ко всем врагам Республики, где бы они, ни были. Жертвы такой исключительности принадлежали ко всем классам, которые ненавидели революцию. Как говорилось в то время, «тяжесть репрессивных мер в провинциях находилась в прямой зависимости от опасности мятежа».
А всё благодаря тому, что кто-то в обществе был равнее других.
В обществе существует ещё один критерий, который формирует устои каждого общества. Это критерий духовности общества. Если юридические законы это внешние рамки поведения в обществе, то духовность это внутренний мир самого общества и его способность к самоорганизации за счёт внутренних устоев общества, которые и формируют юридические законы. Здесь важно отметить, что в этом случае самоорганизации происходит не путём внешнего давления или наказания в виде ограничения свобод, а путём моральных и нравственных устоев внутри общества. Именно они позволяют формировать справедливое отношение, между всеми членами общества. Оно происходит на основе внутреннего воспитания в зависимости от заложенных самим же обществом критериев. Думаю верно, будет сказать, что для уничтожения народа нет необходимости идти на него войной, иногда достаточно уничтожить его нравственность и духовность и этот народ погибнет.
Неслучайно Гейне отметил, что «Нравственность — это разум сердца», и насколько нравственность в обществе здорова, настолько сердце этого общества здорово. Настолько оно милосердно и способно к сопереживанию и состраданию. Но если вместо духовности мы заложим в обществе такие нормы общественного поведения как воровство, убийство, насилие, лож, отсутствие морали в отношениях между мужчиной и женщиной, то это общество и будет жить по таким критериям. Других в нём не будет. И в нём не найдётся места милосердию, это уже факт.
Вот теперь у меня возникает всё тот же вопрос. Как можно относиться к духовности в обществе, если батюшка в храме благословляет воровство? Для меня это сложно объяснить простым непониманием. Возможно, проще быть простым прорабом на стройке храма. Соглашусь, что и храм необходимо восстанавливать и строить. Но как можно строить храм на средства ворованные у паствы. Как? Этим самым духовник благословляет воровство и дальше. Что после этого можно хотеть от общества? Ничего. Какой рецепт можно выписать? Неизвестно.
Ещё вначале нулевых, самый «всемогущественный» работник морехозяйственной сферы, будучи в должности народного депутата Украины, умудрился организовать себе откат на реконструкции кафедрального собора.
Деньги были направлены из бюджета страны через государственное предприятие занимающееся реконструкцией. Но и здесь Юрий Борисович смог получить свои весьма скромные 30% от выделяемых средств, чем в итоге озадачил всё духовенство. Было много непонимания, когда это всё всплыло. Тем не менее, митрополит наградил чиновника орденом. Как же, человек с киркой и лопатой трудился на реконструкции собора. При этом Юрий Борисович как слуга народа, какое-то время позволил митрополиту «поуговаривать» себя. Как девица на выданье. Обиделся он тогда на духовенство после разоблачения. Решил не принимать орден, ставя в неловкое положение и митрополита. На этом фоне феерично звучало его требование закрепить в бронзовой табличке его вклад как народного избранника в реконструкцию собора. Скромность, это именно та черта, которая присуща благодетелю. Благо уже готовую бронзовую табличку хватило здравого ума не вмуровывать в основание собора, дабы увековечить столь памятное имя народного депутата.
Украсть на реконструкции собора, это было сильно. И самое интересное, что даже после этого он сумел получить благословение митрополита и орден с его рук. И таких случаев множество, это не единственный пример. В этих историях самое удивительное то, что чиновники жертвуют бюджетные средства как свои собственные. Вернее сказать, они жертвуют эти средства с таким видом, будто всю жизнь зарабатывали их стоя у токарного станка инструментального цеха. Складывается такое чувство, что это уже не бюджетные средства налогоплательщиков, а их собственные средства, заработанные потом и кровью, которые кто-то смеет у них отбирать. Как правило, после таких жертв, все ещё должны быть им благодарны. Целовать песок по которому они ходили. Ведь они совершили такую жертву – украли и поделились украденным с церковью. Воруй, но делись… Ведь ты исключительный и тебе всё позволено.
Вдумайтесь, какое общество мы с вами сформировали. Какие критерии в нём сегодня существуют. Твоя исключительность позволяет тебе украсть и поделиться с прокуратурой. После чего тебя освободят от любой ответственности. Твоя исключительность позволяет тебе украсть и поделиться с настоятелем храма.
После чего настоятель храма освободит тебя от любых угрызений совести и благословит на дальнейшее воровство. Твоя исключительность позволит тебе убивать, лгать, насиловать… После чего тебя освободят от ответственности и благословят на дальнейшие преступления. Главное суметь поделиться тем, что украл и награбил. Вовремя спросить: «Сколько?».

«Мы не выбирали ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями». Патриарх Сербский Павел

Комментариев нет:

Отправить комментарий