среда, 30 ноября 2016 г.

«Время — ткань, из которой состоит жизнь.». Бенджамин Франклин. Часть I.

«В моей стране представители власти гордятся тем, что они слуги государства; быть его хозяином считалось бы позором». Хорошо сказано. Наверное, многие современные политики с непониманием относятся к этим словам Уинстона Черчилля. Старик. Любитель выпить виски по утру. Что взять с такого. Ведь они привыкли хозяйничать в собственном государстве как на своём хуторке. При этом напрочь забыв о хоть каких-то принципах морали и нравственности. Им совершенно непонятно и чуждо значения нравственности для личности. В их понимании проще заменить нравственность таким понятием, как идеологическая целесообразность. Нравственность в понимании этих людей — это нечто устаревшее, которое сегодня ничего не стоит. А вот идеология дело совершенно другое.
В умелых руках идеологически можно оправдать любые поступки. Оправдать любые средства и любую цену, которую может заплатить общество при достижении поставленных перед ней целей. И как показывает наша жизнь, порой поставленные цели совершенно далеки от истинных общественных интересов. В большинстве своём, они основываются на глубоко частном и корыстном интересе. Где на переднем плане стоит обогащение так называемой элиты, а не общественное благополучие. Так уж сложилось, что именно так мы сформировали наше государственное устройство в «лихие 90-ые». Лихо отказавшись от своего прошлого.
И вот сломив прошлую общественную систему, где хоть как-то присутствовало упоминание о морали и нравственности, мы породили монстра. Могущественного монстра, который на сквозь пронизал всё наше общество на всех уровнях, от бытового до государственного. Монстр этот – коррупция. Сегодня только ленивый в своей риторики не использует критику коррупции. Говорят, все. Бурно, много, эмоционально. Иногда даже хочется поверить в искренность сказанного. А приводимые ими факты о существующей коррупции повергают нас в ступор.
У меня вызвало интерес заявление экс-заместителя генпрокурора Украины Давид Сакварелидзе, который на лекции для студентов CAP School сказал прямо следующее: “Для того, чтобы добиться результата в борьбе с коррупцией, думаю, надо посадить где-то ... двадцать пять… тысяч чиновников”. Цифра впечатляет. И человек, наверное, знает о чём говорит, должность дала пищу для раздумий. Только вот у меня возник законный вопрос, откуда такая цифра? Да и судьи чьи будут на предлагаемом процессе? И о прокурорах тоже молчат. Они будут «брильянтовый», «золотые» или «платиновые»? Хотя, как и всегда в нашей политике, всё сказанное им было очередным сотрясанием воздуха и эффектным проездом по ушам молодому поколению? На мой взгляд, цифра была выбрана слабенькая. Я бы на месте таких политиков, рубил бы с плеча и круче. Как эффектнее могло бы звучать, скажи он на такой встрече: «необходимо сажать тысяч по двести и каждый месяц». Таким образом подняв планку для самой власти. Переплюньте теперь своими цифрами. А молодое поколение, которое склонно к радикализму верило бы всему. И чем нелепее было бы обещание в борьбе с коррупцией, тем глубже была бы вера молодых радикалов сказанным словам. Политиками доказано.
На мой взгляд, озвученная борьба с коррупцией — это долгоиграющая пластинка, запущенная властью для собственного народа на перспективу. Ведь её можно запускать по любому поводу, как только необходимо немного «приободрить» общество. Так через наличие коррупции можно объяснить любые возникающие в стране проблемы. И самое главное, она может предстать как основа существующего зла, корни которого лежат в далёком прошлом. Здесь я согласен на все сто процентов. Ильич и Данилыч, низкий вам поклон. Так что корни ну в очень далёком прошлом. Наши политики научились умело обрубать свою связь с прошлым, представая на суд общественности белыми и пушистыми. Хотя они сами в прошлом и растили современную коррупцию. Таким образом сегодняшние политики сами себя отбеливают, изображая пламенных борцов со злом. Такие себе волки в овечьих шкурах в кошаре среди овец. И как результат, много шума, но мало результата. Да и не будет его у этой команды.
Думаю, вы согласитесь, что сложно тигра приучить быть травоядным. Тигр всегда будет хищником. Он всегда будет стремится к сытному питанию дичью. Такова его природа. А если вы хотите воспитать вегетарианца, вы должны взять в свои подопечные парнокопытное животное, а не хищника. Но и спрос тогда с подопечного как с парнокопытного, а не хищника. В этом и суть общественного устройства, когда в нём правильно устроены социальные группы, которые не истребляют друг друга, но и не пускают всё на самотёк. Существует строгий баланс, который поддерживает развитие, а не взаимное истребление.

И вот понимая истоки проблемы, которая лежат в несоответствии ментальности общества и его государственного управления, хотелось бы немного разобраться во всём. Почему пытаясь модернизировать по европейским и американским образцам государственное управление, параллельно прививая обществу новую ментальность результат получается катастрофический. Согласитесь, ситуация парадоксальная. Каждый раз, что мы только не делаем, а в результате получаем протесты и «коктейли Молотова». Право удивительно, господа.
Вот и хочу немного окунуться в историю нашего общества. Но не историю в понимании школьных учебников, а в историю, которая повлияла на нравственное и ментальное формирование общества. На его духовные различия у нас, Европе и по ту сторону океана.
Так исторически сложилось, что наше общество, в отличии от европейского и американского, остро испытывает потребность в социальной справедливости. Мы веками, впитывали понятие социальной справедливости через привитую нам ментальность. Все наши исторические процессы были подчинены одному - поиску справедливости в обществе. И всё это было заложено в наш мир с пришедшим с Византии христианством. Именно с христианством с Византии. Все события, которые привели к крещению Руси в X-ом веке стали переломными в истории нашего общества. Этот перелом в ментальности общества признают все.
Принятие христианства восточного обряда, привело к тому что мы начали формировать определённый общественный уклад жизни. Свойственный именно этому духовному порядку. Он был основан на общинном укладе жизни общества, особенно среди крестьянства. В начале своего формирования, да и потом много веков спустя, именно община определяла моральные и нравственные рамки поведения каждого своего члена.
Если сравнить с материальным миром, то ментальные особенности формирования общества схожи с процессом выплавки стали. Качество стали зависит от процесса её выплавки. От того, что и как происходит на первоначальном этапе. От процесса закаливания, количества и качества примесей, добавленных в раскалённый металл. Когда металл остыл, уже поздно менять его физические свойства. Всё, мы получили «булат» или что-то другое. Точно так и в обществе. Его ментальность формируется на первоначальном этапе, когда общество ещё социально пластично. Не имеет стабильных форм и догм. Именно этот первоначальный момент формирования ментальности и возник в нашем обществе в конце Х-го века. Общество начало длительный процесс своего формирования под воздействием православного христианства.
Именно благодаря общинному укладу жизни принесённом с Византии, мы на протяжении многих веков формировали в себе стремление к социальной справедливости. Общество должно быть справедливым. Так учило и учит нас православье. И царь-батюшка должен быть справедливым как часть этого общества. Именно справедливый. Общество именно в нём видело концентрацию собственной ментальности. Но уже в последствии, что характерно для нас, мы оценивали царя-батюшку не по его вкладу в строительство государства, а по его отношению к собственному народу. По справедливому отношению и никак иначе. В этом мы проявляли особенность той ментальности, которая была заложена в нас христианством Византийского уклада.
Вместе с этим, как не парадоксально это звучит сегодня, но именно восточное христианство заложило в общество постоянное недовольство своим правителем. Вроде хорош царь-батюшка, но любая мысль нигилиста находила в обществе благодатную почву. Когда каждый интеллигент считал своим долгом попинать общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности и культуры. В особенности это начало провялятся с конца XVIII века. Да и сейчас эти традиции далеко не в прошлом, они живы и здравствуют. Посмотрите вокруг. Мир полон примерами нигилизма.
В понимании общества, нигилизм давал ему надежду на смену общественного уклада. Веру в то, что новый уклад будет более справедливый в сравнении с уже существующим. Эту веру в лучшую справедливость всегда использовали революционеры-авантюристы различных мастей. Помните, как у классика: «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но дело их не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен начал революционную агитацию». И агитировал можно сказать довольно таки успешно.
Тем не менее впервые такое стремление общества к более справедливому укладу жизни смогли использовать только большевики в 1917 году. Общество с готовностью приняло их обещания. Вспомним их лозунги, благодаря которым они смогли осуществить вооружённый переворот. Ничего сложного, это простые и банальные для понимания масс призывы: «фабрики - рабочим, земля - крестьянам, мир – народам». А если коротко, то они предложили обществу – новую, более честную справедливость! И не просто справедливость, а справедливость на основе распределения материальных благ, как они это понимали. Народ понял, принял и так большевики оказались у власти.
Сегодня многие политики вновь разыгрывают эту идеологическую карту в надежде повторить произошедшее век назад. Они базируют свою риторику на справедливом распределении остатков материальных благ для обнищавшего народа. Это то, что наиболее понятно нашему обществу сформированному на особенностях православной ментальности. Благо сегодня для данной риторики почва благоприятна и желающих её поддержать множество. Но я сомневаюсь, что они смогут повторить революционный кульбит. Дважды в одну реку сложно войти, практически невозможно. Да и интересы окружающих нас стран в отношении Украины сегодня совершенно иные, что в отношении Российской империи в начале ХХ века. Тем не менее, мы вновь пытаемся обратится к старой и доброй ментальности христианства Византийского обряда.
Европейская ментальность и уклад общественной жизни основаны на христианстве Римской католической церкви. И её базовые основы совершенно иные чем основы Византийского христианства. Сам Папа Римский являлся верховным правителем Святого Престола и наместником Бога на земле. Именно его институт управления, был тем основополагающим началом, что было добавлено в процесс формирования ментальности Европейского общества на её начальном этапе. Именно благодаря этому институту были сформированы те качественные особенности общественной жизни, благодаря которым мы имеем современное лицо Европы. Думаю, сложно оспорить, что именно каноны Римской католической церкви сформировали основу ментальности современного европейского общества. Вся история этому подтверждение. И примеров, доказывающих это множество. Хотя Святой Престол не всегда открыто стоял во главе государственных процессов во всей Европе, но он всегда на них влиял. Зачастую огнём и мечом и в открытом противостоянии.
Я не берусь оценивать весь исторический процесс исключительно как триумф Святого Престола. Нет. Но влияние Святого Престола было весьма существенным. Лишь несколько примеров.
Вспомним «Святой отдел расследований еретической греховности» — общее название ряда учреждений Римско-католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью. А проще говоря – «Святая инквизиция».
Так вот, особый церковный суд католической церкви под названием «Святая инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием III. До Ивана IV - «Грозного», ещё было несколько веков, а церковь в Европе уже ловила и жгла «ведьм», сотнями. А вот уже в 1599 году был учрежден «Индекс запрещенных книг», по которому осуществлялась цензура печатных изданий всего западного христианского мира. Проще говоря официально согласно данного указа разрешили жечь книги. И вы хотите сказать, что Римская католическая церковь не влияла на формирование ментальности всего западного христианского мира? Ну ну…
Брайан Левак, автор "The Witch Hunt in Early Modern Europe" определяет цифру жертв «Святой Инквизиции» примерно в 60 000 человек. Данная цифра была им получена в результате применения среднего соотношения казненных к подсудимым (6 казненных из десяти подсудимых) к примерному количеству известных судебных процессов Средневековой Европы. А их было по официальным данным более 100 000 процессов. Хотя есть и другие цифры, где согласно известным достоверным задокументированным данным, количество жертв «охоты на ведьм» составляет примерно 14 000 -23 000 людей в период с 1300 по 1700 год. На четыре века вроде бы не много. Но если учесть, что данные решения выносились Римской церковью, то становится немного не по себе от такого духовного и нравственного воспитания.
Ещё несколько цифр. За 10 лет, с 1581 по 1591 год, в одной только Лотарингии было сожжено более 1000 ведьм. То же самое происходило в Бургундии и Гаскони, где фанатики-судьи за короткое время отправили на костер около 800 ведьм.
Но особенной жестокостью отличались архиепископы Бамберга, Вюрцбурга и Кельна. Кровавые преследования ведьм начались здесь почти одновременно: в Бамберге в 1626-1631 годы, в Вюрцбурге в 1627-1631 и в Кельне в 1627-1639 годах. Начинали обычно с женщин низших сословий. Но на этом дело не заканчивалось. Уже на третьем костре среди пяти женщин оказался мужчина, первый, но не последний. Через некоторое время охотники за ведьмами взялись за людей благородного происхождения.
А вот по «милости божьей», епископом Иоанном Георгом в 1659 г было предано сожжению на костре за колдовство, 600 человек. Много это или мало, не мне судить. Главное это то, что все действия церкви служили основой формирования общественной ментальности. Ведь власть была дана «милостью божьей» и протестовать против неё значит протестовать против Бога, который благословил её. Всё это привело к тому, что человек понимал о необходимости борьбы за себя, за собственное спасение, а не за протесты. И именно в собственном спасении и покорности к власти все видели выход со сложившейся ситуации. Такое поведение легло в ментальные традиции всего европейского общества. Проводимая Римской церковью политика постепенно определила ментальность всего общества. Где главной силой была церковь и власть в лице её правителя, которую католическая церковь благословляла на престол.
В восточном христианстве не было такого влияния церкви на власть. Церковь в православии была встроена в саму власть будучи ещё частью, и никогда не стояла над ней. Она была атрибутом власти, помогающим владеть властью, а не органом, благословляющим приобретённую правителем власть. Это различие, как я думаю, во многом и влияло на формирование общественной ментальности.
Римская церковь всегда выступала субъектом международной европейской политики, чего никогда не позволял себе православный Патриарх. Государства рождались и уходили с арены европейской политически, а институт Папы Римского оставался вечным. При этом он всегда оставался не просто в политической власти, он всегда оставался над властью, как отмечал сам Папа Римский церковь была превосходством «духовного меча» над «мирским».
И в это схватке превосходства «духовного меча» для меня показателен один пример с французской истории.
Произошёл он, когда два субъекта международной политики в лице короля Франции Филипа IV и Папы Римского Бонифация VIII, сошлись в дележе французской казны. Вдумайтесь, Папа Римский издал указ, запрещающий церкви на территории Франции платить налоги в государственную казну Франции. Он явно стоял над властью раз позволяет себе такое вмешательство. И данным указом доказывает своё превосходство. Нет сомнений, он субъект европейской политики и права. И это 1296-ый год.
А уже три века спустя, в Европе происходят религиозные войны, где общество уже было готово к собственной защите через защиту церкви и власти. И это самая католическая страна – Франция. Религиозное противостояние, возникшее при Карле IX, породило волну насилия, прокатившуюся по Парижу, а позже и по другим городам и сёлам Франции. В последствии всё это вылилось в кровавую бойню в масштабах всей страны и длившуюся на протяжении нескольких недель. По некоторым оценкам число жертв только одной Варфоломеевской ночи составляет до 30 тысяч человек. А после самой Варфоломеевской ночи около 200 тысяч гугенотов (протестантов) бежали в соседние государства. Но в понимании масс, это было оправдано. Они защищали церковь, власть и себя. В их ментальности власть являет собой верховное торжество, которое благословлено с «милости божьей», следовательно, они были его защитники.
«Бог повсюду, но Иоанн Павел II всюду опережает его». Анонимный служащий Ватикана.


продолжение следует....

Комментариев нет:

Отправить комментарий