среда, 7 сентября 2022 г.

Лукавство и обаяние — всегда в одном флаконе! «Поцелуй Миранды Кисс», Мишель Яффе. III часть

 «Каждый доллар в руке у другого он воспринимал как личное для себя оскорбление, если не мог воспринять его как добычу», О. Генри, «Благородный жулик».

Всё что сегодня происходит на энергетическом рынке Европы, на первый взгляд невозможно оценить здравым смыслом. Но это лишь на первый взгляд. В реальности, всё выстроено в строгую и последовательную цепь событий. Необходимо лишь изменить угол анализа и оценки происходящего. В последствии, мы очень удивимся логике и последовательности всех происходящий событий. Они логичны, последовательны и циничны, правда с прекрасной легендой и акцией прикрытия, которая завуалировала все истинные цели происходящих процессов.

Сделаем небольшой экскурс в историю современной геополитики, где-то на год назад. Женева, 16 июня 2021. Байден и Путин провели первые личные переговоры. Они встречались на фоне растущей напряженности между двумя странами по многим вопросам – от российских кибератак до действий России на Украине. Это официальная версия пресс-служб. Ничего сверх естественного для всеобщих глаз и ушей. Поговорили. Обсудили. Договорились. И мир выдохнул. Казалось бы, угроза ядерной войны осталась где-то позади. Да и по Украине вроде бы приняли какие-то решения, озвучили правда это довольно туманно, но решения приняли. Надежда что всё будет двигаться мирно укрепилась.

И вот стороны разлетелись по своим странам, кто в Вашингтон, а кто в Москву, приступив к реализации озвученных договорённостей.

Но через месяц, на рынке энергетики, началось бурное веселье. Стоит заметить, что агрессии России против Украину ещё и в помине не было, но цены на газ в то время, уже сделали первый свой рывок в высь. Сложно утверждать утвердительно, но шабаш на рынке энергоресурсов начался именно после встречи Путина и Байдена в Женеве. Скорее всего, два эти события гораздо теснее взаимосвязаны между собой чем нам кажется на первый взгляд. Это звенья одной длинной цепи событий, направленной на поглощение евро.

Ещё в далёком 2016 году, после состоявшегося Brexit, я утверждал, что выход Британии из Евросоюза связан с последующей атакой на еврозону со стороны доллара. Лондон понимал и предвидел данную ситуацию. Дальнейшее укрепление и расширение еврозоны, угрожает стабильности доллара и формированию его глобальной экономики. Британия всячески стремилась избежать своей участи жертвы. В её понимании, Европа начала вести слишком дерзкую экономическую политику, направленную против США. Она уверенно укреплялась на мировых торговых рынках и активно теснила из них своего главного конкурента, - доллар. В принципе, США могли бы прикрыть на эту «шалость» Европы глаза, если бы это всё происходило в рамках долларовой экспансии. Но Европа покусилась на святое, она начала активно отвоёвывать именно финансовый рынок у доллара. Евро стремительно и без каких-либо Бреттон-Вудсских соглашений становится на уровне доллара мировой резервной валютой. И что самое страшное для Америки, евро в своей экспансии подкреплён реальным сектором экономики с огромным экспортным потенциалом.  Следовательно, у евро гораздо выше перспективы к дальнейшему расширению своего влияния. Экспансия доллара держится исключительно на политической лояльности регионов и стран, а евро задействует в своём расширении исключительно экономический потенциал Европы, экспорт товаров и технологий. И это как говорят в Одессе, две очень большие разницы. К тому же, Европа уже сформировала свою еврозону, фактически откусив этот огромный рынок у доллара. Это был ощутимый удар и по так с трудом сформированной глобальной долларовой системе. Сколько десятилетий и усилий понадобилось Америке, чтобы, добиться возможности поглощения рублёвой валютной зоны. А итоге, доллар похоронил рублёвую валютную зону, но помог сформироваться евро. Который с самого момента своего существования становится новой глобальной целью для США.

Думаю, это прекрасно понимали, как в Европе, так и в Лондоне. Именно по этой причине Британия и стремилась выйти из Европейского Союза. Никому не охота быть жертвой. Есть старый ирландский стих:

 Я почувствовал страх как-то утром

Под трубные звуки охоты на лис

Когда гонят лису, истекающую кровью,

Лучше гончей притворись…

Всегда выгоднее быть охотником и занимать позицию атакующего по отношению к другим. И в Лондоне раньше других осознали перспективы планируемых США действий. Не гоже Британии с её колониальной историей превращаться в объект политических разменов и поглощений. Всегда преобладает желание остаться хоть каким-то субъектом геополитики, пусть и на второй линии, пусть даже в роли Табаки у Шерхана. К тому же, Британия таким образом избегает коллективной ответственности за проигрыш и не несёт на себе груз десятка «стран-паразитов», что паразитируют на экономике ЕС.

Так что, мы с вами свидетели игры в длинную, где причины некоторых действий, лежат в недалёком историческом прошлом, а их последствия в далёкой перспективе, которую возможно мы и не понимаем сегодня.


В этой ситуации, можно только позавидовать насколько стройно у них всё складывается в одну логическую цепь на протяжении многих десятилетий. Даже пандемии и кризисы.

До момента запуска спекуляций на энергетическом рынке Европы, все действия вокруг Европы носили исключительно подготовительный характер. К этому можно отнести и запуск всех экономических ограничений, что связанны с COVID-19. Все эти ограничения не были смертельны для экономики европейских стран. Они несли в себе скорее всего две задачи. Прежде всего, необходимо было спровоцировать внутри стран ЕС брожение, связанное с принятием коллективных действий. Вель не все страны в конечном итоге остались удовлетворены принимаемыми на уровне Брюсселя директивами, что касались борьбы с COVID-19. Многие из них понесли невосполнимые убытки в реальном секторе экономики. Снижение ВВП и истощение резервов, что ушли на компенсацию потерь от вводимых Брюсселем ограничений. Это коснулось прежде всего сферы туризма.

Для нас туризм это скромный «all inclusive» в Турции или Египте. А в реальности, вклад туризма в ВВП Европы гораздо больше, чем у автомобильной промышленности, химпрома, банковского дела, сельского хозяйства и горнодобывающей отрасли. По данным европейской статистики, в 2014 г. туристическая отрасль принесла в европейскую экономику 2,1 трлн. долл. Это в 2,6 раза больше вклада добывающих отраслей (796 млн. долл.) и в 1,8 раза превышает вклад в региональный ВВП банковского сектора (1,2 трлн. долл.). Так что, all inclusive для Европы это около 10% ВВП, а для некоторых из них, это - 10% ВВП Франции, 13% - Италии и 15% - Испании. Так что ударить по десяти процентам ВВП Европы стоило. И это сделали вполне успешно.

В разгар пандемии COVID-19, Трамп стремился использовать возникшие внутренние противоречия в Европейском Союзе и увести взаимоотношения США и Европы с плоскости единого Брюсселя в плоскость взаимодействий с каждой страной в отдельности. Таким образом он стремился сбросить лишний балласт в виде «стран-паразитов» и значительно ослабить финансовую систему Европы. Превратить евро в региональную валюту исключительно Европейского рынка. Но фрау Меркель, смогла сохранить лидерство Германии и целостность Евросоюза. Это был единственный политик, который был в состоянии сохранять единство Европы в интересах Германии, что явно не входило в планы США. Ну и как результат, выборы в Бундестаг 26 сентября 2021 года состоялись без участия данной фрау.


И политический пенсионер фрау Меркель, ушла варить супчик и подрезать цветы у своего дома. А из политиков Германии и Франции не нашлось ни одного лидера, который бы смог заменить фрау Меркель и сохранить целостность Европейского Союза.

При этом необходимо сделать небольшую характеристику экономики Германии и отметить две её особенности. Прежде всего. Экономики Германии представляет собой так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний сферы услуг, поэтому они активно вмешиваются в процесс принятия бизнес-решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учётом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира. А как мы знаем, капитал не имеет паспорта или гражданства. В дальнейших событиях, это будет играть значительную роль и в смене собственников тех или иных производств в Германии. А смена собственников наступит, когда банковский капитал решит избавиться от непрофильных финансовых активов, что несут им значительные убытки.

Второй особенностью экономики Германии, как уже не раз отмечалось, является её экспортная ориентированность. Германия всегда коренным образом была заинтересована в открытых новых рынках и за последнее десятилетия она смогла значительно расширить на них своё присутствие. Именно это, больше всего и пугает США. Экспортный потенциал Германии со значительным профицитом в балансе экспорта и импорта, что никак не сравнить с США. Так по данным Международного валютного фонда, с 1997 года экспорт товаров и услуг Германии рос сильнее, чем объёмы мировой торговли. Значит экспансия Германия способствовала вытеснению с этих рынков всех своих конкурентов, расширяя зону влияния евро. Даже в 2001 году, когда объём мировой торговли сократился на 0,2 %, экспорт ФРГ вырос на 6,7 %. И это говорит о многом. При этом доллар всё больше терял, превращаясь в товар, к которому мир теряет интерес. Стерпеть такой ход событий мировой «лидер» не мог. И начал предпринимать попытки восстановления «status quo» — «возврату к исходному состоянию», до периода возникновения и укрепления евро в статусе резервной валюты. Именно восстановление «status quo» является сегодня основной целью США. И они используют для этого любой удобный шанс, который позволит ослабить евро и поглотить Евросоюз целиком или частями. К сожалению, Брюссель сам представляет прекрасные возможности для своего поглощения, необдуманными действиями в энергетической политике.

Так сложившаяся в энергетическом секторе ситуация, становится ловушкой, в которую угодила Европа. Проводя по собственной инициативе необдуманную либерализацию энергетического рынка, Евросоюз дал прекрасный шанс Америке для своего поглощения. И им прекрасно пользуются. Европа не смогла осознать, что существует несколько причин, по которым рынок энергоресурсов не подлежит биржевой торговли, тем более по спотовым контрактам.

Энергетика и неважно какая, газовая или производство электроэнергии, это сфера деятельности, где невозможно день в день влиять на увеличение её производства даже в среднесрочной перспективе.


От идеи расширения добычи газа, нефти, угля или других углеводородов до реально добытой первой тонны или м3, проходят годы и миллиарды евро, долларов или рублей инвестиций. Точно такой же алгоритм расширения производства электроэнергии. Вначале идёт идея, затем проект, затем его согласование, строительство и ввод в эксплуатацию. Это годы и миллиарды инвестиций. Как в этом может повлиять биржа на расширение предложения в краткосрочной перспективе? Как при условии день в день можно увеличить поставку энергоресурсов? Да никак! Биржа может лишь в краткосрочной перспективе уменьшить объём потребления энергоресурсов увеличением её стоимости и таким образом сбалансировав так называемый «биржевой рынок энергоресурсов». Другими словами, биржа балансирует стоимость и потребление фактором сокращения потребления, а не расширением производства. О расширении и планировании производства в таких условиях речь даже не идёт. На бирже гораздо выгоднее провести спекуляции на ограниченном предложении, чем инвестировать в реальное расширение добычи и производства энергоресурсов.

Второй момент состоит в том, что энергетика, это базис всей экономики любой страны, начиная от выпечки пончиков и заканчивая производством удобрений и продукцией машиностроения. В таких условиях, стоимость энергетики должна быть прогнозирована и понятна потребителю на довольно продолжительный период времени. Только в таких условиях производитель в состоянии планировать производство и его развитие. А для Германии, где основой экономики является экспорт машиностроения и химической промышленности, это основной фактор. Биржевая спотовая торговля энергоресурсами в данных условиях просто невозможна.

Третьим моментом либерализации энергетического рынка Европы, является его полная зависимости от импортных поставок. Импорт нефти Европейским Союзом, соизмерим с импортов нефти США и Китая вместе взятыми. Об импорте природного и сжиженного газа необходимо просто умолчать. Евросоюз не располагает данными ресурсами в должном объёме. Норвегия, своей добычей, не в состоянии закрыть объём потребляемого в Европе газа и нефти. К тому же, добыча газа в Норвегии имеет тенденцию к уменьшению. Даже новый польский газопровод, - «Baltic Pipe»/«Балтийская труба» оказался пустым, хотя  рассчитывал на свободные объёмы именно норвежского газа. Но по факту их не оказалось.

Так что начинать либерализацию энергетического рынка Европы основываясь на импортном ресурсе, свидетельство полного незнания темы и происходящих в энергетике процессов. Любое сокращение предложения импорта энергоресурсов, вызывает немедленный рост его стоимости. Любое! И здесь совершенно не важно по какой причине произошло данное сокращение. Логистики или переориентации импортных поставок на другие регионы. Важен лишь факт роста стоимости энергоресурсов, который моментально отразится на всей экономике ЕС.

Рынок энергоресурсов Европы начало лихорадить с осени 2021 года. А уже в мае 2022 года цены производителей (промышленная инфляция) в Германии выросли на 33,6%, это официально сообщило Федеральное статистическое управление. Предыдущие рекорды были в апреле — 33,5% и марте — 30,9%. Решающим фактором рекордного роста промышленной инфляции в Германии стал рост стоимости энергоносителей на - 87,1%. При этом на 110,9% выросли цены на удобрения и азотные соединения, 96% — мазут, 90,4% — электроэнергию, 68,8% — промышленные газы, 51,8% — чугун, сталь и ферросплавы, 49,4% — топливо. И это только при биржевой стоимости газа в $1400 за тысячу м3. Прогнозировать рост стоимости промышленной продукции при $3000 за тысячу м3 и выше, наверное, просто не стоит. Промышленности просто не будет.

На этом фоне довольно смешно выглядит заявление канцлера Германии Олафа Шольца в интервью ZDF. Он пообещал в скором времени ограничить предел цены на электроэнергию. "Это произойдет как можно скорее", — сказал глава правительства Германии, комментируя сроки введения нового ограничения. При этом он скромно умолчал о деталях планируемых действий. Скорее всего, он не понимает, как установить потолок цен на либеральном рынке. Его и невозможно установить, рынок ведь либеральный. И его механизм устроен так, что на нём проще спекулировать на росте стоимости энергоресурсов, чем на снижении их стоимости.

Но ещё больше порадовала госпожа Урсула фон дер Ляйен. Председатель Еврокомиссии заявила, что для Европейского Союза пришло время ввести потолок цен на трубопроводный газ из России. Типа мы решим по какой цене будем покупать энергоресурсы и это не должно никого касаться. И тут же прилетела обратка от импортёра газа в Европу, «Газпром» ограничил пропускную способность «Северного потока». Простым и элегантным действием, ремонтом турбины после профилактического осмотра. О чём даже свидетельствует акт, подписанный немецкой компанией «SIMENS». Смешное в этой ситуации то, что ремонтировать турбину необходимо в Канаде. А доставить её туда невозможно. Санкции. Ну а биржа моментально отреагировала очередным ростом стоимости газа. Смешно получилось, но не для всех.

Когда бычка ведут на убой, он, наверное, не догадывается к чему такой дорогой откорм. Бычок думать не привык. Так и в современной Европе не понимают, что в создавшейся ситуации любое ограничение на рынке с дефицитом товара — это запуск нового витка роста цен.


Смешно то, что Европа сама создала механизм либеральной экономики, разрушив стабильность национальных поставщиков энергоресурсов по длительным контрактам. Возможно, европейцы и осознали, что газ, нефть, уголь, это не пончики на базаре. И энергоресурсами не поторгуешь как пирожками. Но механизм уже запущен и остановить его без разрушения всей системы Евросоюза невозможно. Только с прекращением существования ЕС, прекратит существовать механизм биржевой торговли энергоресурсами.

Ограничит Европа уровень цен, она этим создаст ещё больше дефицит. Импортёры уйдут на другие рынки. Начнётся новый виток роста цен. Который остановить без обрушения экономики уже будет сложно.

И уж совсем отчаянный шаг сделала Германия. Правительство приняло решение арендовать еще один, пятый по счету, терминал для приема СПГ. Запустить данный агрегат планируют в течение следующей зимы, то есть в 2023/2024 год. Их пустая труба «Baltic Pipe»/«Балтийская труба» с Дании в Польшу ничему не научила. Можно арендовать ещё десяток терминалов, но чем их заполнять? Правильно, акустическим криком, - «Эгэгэйййййй!!!!». Вот терминал пустой. Он предмет дорогой. Поэтому никуда он не денется. Следовательно, таким он дорого цениться. Ну где-то так.

 

Продолжение следует…

Комментариев нет:

Отправить комментарий